С российского рынка уходят три кита, обладающие авторскими правами на музыку западных исполнителей. А это значит, что песни практически всех популярных зарубежных авторов нам будут недоступны. И неужели дальше — тишина вместо музыки? Разбирался Иван Уваров.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«От нашей истории переходим к нашей музыке. Меломаны сейчас немножко озадачены. Озадачены сообщением о том, как некоторые музыкальные, так называемые, стриминговые платформы уходят с российского рынка. Например, Spotify или Youtube Music. И треки многих зарубежных исполнителей, соответственно, могут быть недоступны для прослушивания в России.
Но, по мнению экспертов, это решение западных компаний носит декларативных характер. Потому что с точки зрения функционала мало что изменится, ведь музыку в современном цифровом пространстве отменить нельзя. И уже активизировались пиратские ресурсы. А многие правообладатели уже перезаключили договоры с другими музыкальными платформами. И ничего удивительного в этом нет. Зачем им терять такой огромный рынок как Россия? Но факт остаётся фактом. Западные музыкальные компании уходят с российского онлайн рынка. Что слушать будем и о чём споём? Или опять вспомним старые добрые напевы из программы «Играй, гармонь»? Иван Уваров прозревал просторы нынешнего отечественного рынка музыки».
ПЕСНЯ ПРО БУДУЩЕЕ
Да, и Меркьюри можно сыграть на балалайке. Попурри или, как они сами говорят, «мега-микс антологии зарубежной эстрады». В репертуаре петербургской группы «Бис-Квит» преимущественно каверы. Солируют: домра, балалайка, аккордеон. И вот, за такой музыкой и таким исполнением, возможно, наше будущее. Которое, кажется, уже наступило.
АНДРЕЙ АНТИПОВ, художественный руководитель группы «Бис-Квит»:
«За то время, что люди не обращали внимание на народные инструменты, народное искусство сильно модернизировалось, эволюционировало. Мы стараемся через современные формы, которые и нам близки, доносить эту традиционную русскую культуру благодаря синтезу современной музыки и русской национальной, мы русскую национальную музыку продвигаем, популяризируем».
Возвращение к истокам, корням. Конечно, это один из вариантов, что, где и в чьем исполнении мы теперь будем слушать в век интернета, в цифровую эпоху. Недоступность музыки кажется чем-то фантастическим, невозможным.
МАКСИМ КОНДРАШОВ, генеральный директор музыкального издательства:
«Все, что однажды попало в интернет, остается там навсегда, как бы ты ни пытался его удалить. Если кто-то загрузил альбом, там останется навсегда, ты его найдешь не на первой строке, а на третьей. За последние 3 – 5 лет мы вырастили в людях пиетет того, что за контент надо платить. Сейчас им сказали: мы тебе его давать не будем, значит, они вернутся назад, и платить за это не будут».
Либо будут платить, но небольшие деньги. За не совсем качественные музыкальные копии. Возвращаемся в то время, когда музыку можно было не только слушать. Время, когда к музыке можно было прикоснуться. Буквально.
ПЕСНЯ ПРО ПРОШЛОЕ
The Rolling Stones. Издательство фирмы «Мелодия». В коллекции Виталия таких раритетов — 10 полок. Здесь всё: от советской эстрады до современных переизданий зарубежной музыки.
И даже вот такие, как говорили в Ленинграде, бобины. Начинают входить в моду. Почему?
ВЛАДИМИР РЕКШАН, рок-музыкант:
«Кроме западной музыки, были свои исполнители, которые официально не издавались, но народ хотел их тиражировать, то есть самотиражирование в обход юридических моментов и разрешений».
А ведь качественную, зарубежную, и свою, отечественную, ту, что не издавали тысячными тиражами, нужно было достать, выменять, купить втридорога.
Современному, молодому человеку, выросшему в эпоху социальных сетей и стриминговых платформ, представить себе такое сложно. Наверное, мы перестали ценить музыку. Ее сегодня легко достать. Легко слушать. И не совсем не обязательно слышать.
ПЕСНЯ ПРО НАСТОЯЩЕЕ
Признаться честно, мы долго пытались понять, а с кем записать интервью о том, что происходит сегодня. Потому что ни у артистов, ни у издателей ответа на этот вопрос нет. Они сами не понимают, что происходит. Но в музыкальной индустрии есть еще одна важная профессия. Автор — вот без кого бы точно не было ни музыки, ни текстов.
ИЛЬЯ РЕЗНИК, поэт-песенник, народный артист России:
«Когда нам сказали Warner Brothers, где защищаются мои авторские права, что резко понижается у всех авторов авторские, а особенно у меня, потому что Алла Борисовна уехала, и каналы решили исключить ее песни, а я написал ей 71 песню, и поэтому получается, что моих авторских не хватит на полмесяца проживания».
Да, можно долго рассуждать, какой музыки мы лишились. Что дойдет до нас, а что нет. Но, наверное, важно понимать, что музыка — явление интернациональное. Для нее не существует границ, она всегда выполняла и выполняет свою главную цель. Воздействовать на струны души и сердца, и поэтому музыку, как солнце или воздух, нельзя отменить.