Золотой век русской литературы закончился с уходом Пушкина. Серебряный век подарил таких поэтов, как Ахматова, Блок, Гумилев. Какие пророчества они нам оставили? Почему повторение Серебряного века невозможно? Репортаж Наталии Бандуриной.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И продолжим разговор об уникальности нашей петербургской культуры. Но продолжим эту тему строчками из документа прокурорской проверки. Дело в том, что прокуратура Центрального района Петербурга вынесла представление в адрес руководства ТСЖ «Таврическая 35».
Напомню, что Таврическая 35 — это дом, где располагалась знаменитая башня Иванова. Знаковое место на карте Петербурга эпохи Серебряного века. Вот если проводить параллели с более современной историей нашего города, то как для Ленинградского рок-клуба культовым является адрес Рубинштейна, 13., так и для всего Серебряного века по значимости является этот дом по адресу Таврическая 35. Здесь Блок впервые читал свою Незнакомку. Здесь Гиппиус дразнила за провинциальный вид деревенского Есенина. Здесь пили, гуляли, читали стихи. Влюблялись, спорили, дрались и искали вдохновение. Но. Возвращаясь к прокурорской проверке.
Так вот. Прокуратура Центрального района установила, что вопреки требованиям закона, ТСЖ «Таврическая, 35» не обеспечило надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома по вышеуказанному адресу, который является объектом культурного наследия регионального значения «Дом И.И. Дернова». Так, на фасаде жилого дома имеется утрата штукатурной отделки, отсутствуют отдельные элементы водосточных труб, не обеспечено удовлетворительное состояние штукатурно-окрасочного слоя на стенах в подъезде. Кроме того, без согласования с уполномоченными государственными органами на последнем этаже дома оборудован выход на крышу, где обустроена смотровая площадка, около 15 квадратных метров».
Вот такое оно, это ТСЖ на Таврической. Совсем, видимо, ни Блока, ни Ахматову не читали. Иначе по-другому бы относились к сохранению этого уникального общего имущества данного многоквартирного дома. А еще мы хотим напомнить домкому данного ТСЖ, что на днях был юбилей Марины Цветаевой. 130 лет. Тоже хороший повод поговорить о феномене Серебряного века. Поэтому специально для расширения кругозора по теме серебряного века мы для представителей ТСЖ «Таврическая 35» и показываем этот репортаж Натальи Бандуриной».
«На Галерной чернела арка, в Летнем тонко пела флюгарка, и серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…»
Строки из «Поэмы без героя». Ахматова начала писать свой знаменитый триптих в 40-х годах, а закончила в начале 60-х. С этого же времени официально в русской литературе появляется термин «Серебряный век». Нет, Анна Андреевна его не придумала, она его, скорее, узаконила.
20 лет ей потребовалось на то, чтобы понять и переосмыслить время, которое назовут потом культурным ренессансом конца 19 века. Это для нас Блок, Мережковский и Мандельштам — школьная программа, для Ахматовой это были друзья, а Серебряный век — ее жизнь.
БРОДЯЧАЯ СОБАКА
Если бы эти стены могли говорить… В 1913-м, под сводчатыми потолками подвала литературного кабаре «Бродячая собака» Маяковский и Ивнев, как сейчас бы сказали, участвовали в баттле, а тогда — в поэтической дуэли, Маяковский вообще впервые прочел свои стихи на публику именно здесь.
Такого количества гения на один квадратный метр не было больше нигде. За одно только присутствие в «Бродячей собаке» гости платили за билет 25 рублей, для сравнения, на эти деньги можно было купить корову. Реликвией, была «Свиная книга», названная так за свою обложку, в ней оставляли автографы и стихи завсегдатаи «Собаки», она, к сожалению, не сохранилась. Зато на стенах и потолках расписываются теперь другие великие.
НА КУРАЖЕ
Золотой век русской литературы закончился одновременно с выстрелом на Черной речке. Поэты нового времени — века серебряного — будто специально оставили для истории один свой перфоманс как пример того, как жили они, а главное, как куражились.
История, как известно, повторяется дважды: один раз как трагедия, а второй раз как фарс. Спустя 72 года после трагически известной дуэли Пушкина на том же самом месте стрелялись поэты Гумилев и Волошин. Инициатором поединка был Николай, которому накануне Волошин отвесил пощечину. Если вкратце, конфликт из-за женщины. В итоге, у Волошина дважды осечка, а Гумилев как будто специально выстрелил воздух. Все остались живы. Но сам факт — стрелялись.
Эпатаж, алкоголь, стихи и предчувствие беды — старый мир с веселыми посиделками в «Собаке» рушился под звуки кирзовых сапогов по брусчатке. Впереди были первая мировая и революция.
МЕДИУМЫ И МИСТИКИ
Неопределенность порождает домыслы и жаждет готовых ответов. Именно в начале 20 века Петербург переживет расцвет спиритических салонов. Медиумов приглашают и в знаменитую башню Иванова, где собираются поэты, они вызывают дух все того же Пушкина, а самым мистическим композитором того времени называют Александра Скрябина.
Он увлечен эзотерикой, духовными практиками. Впервые его концерты сопровождаются светомузыкой. Скрябин дружит с Блоком и Бальмонтом, про себя говорит, что пишет не музыку, а заклинание музыкой.
МОСКВА ИЛИ ПЕТЕРБУРГ?
Саперный переулок, 10. Сюда во время своего единственного визита в Петроград мчалась молодая Марина Цветаева. Она хотела познакомиться со своим кумиром Анной Ахматовой. Но не случилось, та была в отъезде. Зато именно здесь она встретилась с Есениным и влюбилась в Мандельштама. К слову, Ахматова и Цветаева, которые заочно были знакомы 30 лет, лично встретились лишь однажды, за три месяца до самоубийства Марины. Это был 41-й год, и Анна Андреевна прочла первую главу «Поэмы без героя», посвященную Серебряному веку. Цветаева ее не поняла. На самом деле, Ахматову позже просили написать проще, понятнее, объяснить, что она имела в виду. Ответ был достойный гения.