Вячеслав Резаков, ведущий:

Вы очень опытный челочек, у вас есть представление практически обо всех вещах, которые попадают в поле зрения театра. А как вы работаете, будучи художественным руководителем и будучи сам режиссёром, в качестве актёра? Вот когда приходит другой человек и рассказывает вам свою трактовку, вот даже у меня возникает «а я не согласен, это не про это».

Константин Райкин, художественный руководитель Театра «Сатирикон» им. Аркадия Райкина, народный артист России:

Я работаю в разных плоскостях. Когда я работаю как артист, то я — самый послушный артист. Во-первых, я не выбираю режиссёра, которому бы я изначально не доверял. Это же приглашённые мною режиссёры у нас работают — Егор Перегудов, Юрий Бутусов. И когда ты приглашаешь режиссёра, независимо от того опытный он, менее опытный или он младше тебя, какая разница, просто режиссёр — это командир, артист — это подчинённый, независимо от его регалий и званий. Я во-первых. Постараюсь полюбить то, что он мне предлагает, это входит в понятие актёрской профессии. Артист обязан полюбить того, кого должен любить его персонаж.

Вячеслав Резаков, ведущий:

Я понимаю, он должен адвокатировать негодяя в себе….

Константин Райкин, художественный руководитель Театра «Сатирикон» им. Аркадия Райкина, народный артист России:

Совершенно верно. Но самое главное — артист должен полюбить свою роль и режиссёра, который эту роль выстраивает. Не полюбишь — не сыграешь.

Вячеслав Резаков, ведущий:

А есть ли вообще для вас пределы интерпретации, пределы трактовок?

Константин Райкин, художественный руководитель Театра «Сатирикон» им. Аркадия Райкина, народный артист России:

Нет, нет, предела трактовок быть не может.

Вячеслав Резаков, ведущий:

Мейерхольд предлагал в своё время, помните, да, — о казни? Публичные казни показывать в театре. Такое можно?

Константин Райкин, художественный руководитель Театра «Сатирикон» им. Аркадия Райкина, народный артист России:

Всё можно. Вопрос — для чего! Ещё раз говорю — вопрос таланта, вкуса и смысла. Если одного из этих компонентов нет, то — всё, уже нету, всё распадается.

Искусство всё время занимается тем, что нельзя. Вы понимаете, что искусство, которое занимается только тем, что можно и что знакомо — это значит низкое произведение искусства. Настоящие произведение искусств — это всегда поиск нового. Это вообще освежение взгляда на жизнью свежий взгляд на жизнь. Поэтому плохой зритель тот, который « ой, что это нам показывают… так разве можно.. а я хотел…» Да плевать мне! Если я буду делать то, что ты, зритель, хотел — то мне грош цена тогда. Я хочу делать то, что тебя удивит и заставит по-новому взглянуть на жизнь, на искусство, на себя самого, на своих товарищей, на своих недругов — на жизнь! По-новому! Вот что такое настоящий зрителе и настоящее искусство.

А если оно не обновляет, если оно делает то, что зритель от него ждёт … тогда это — обои. Обои в спальне. Понимаете, это обои мы покапаем такие, чтобы нам было комфортно дома. Но не надо путать театр с обоями.

Вячеслав Резаков, ведущий:

Вот вы говорите, что не каждого режиссёра возьмут …

Константин Райкин, художественный руководитель Театра «Сатирикон» им. Аркадия Райкина, народный артист России:

Ну это другое дело….

Вячеслав Резаков, ведущий:

То есть вы как человек его оцениваете? Или как режиссёр?

Константин Райкин, художественный руководитель Театра «Сатирикон» им. Аркадия Райкина, народный артист России:

И как режиссёр, и как человек. Это же вообще трудно разделимо …

Вячеслав Резаков, ведущий:

Почему? Можно быть плохим человеком и отличным режиссёром. Гений и злодейство — это же на каждом шагу.

Константин Райкин, художественный руководитель Театра «Сатирикон» им. Аркадия Райкина, народный артист России:

Нет, нет, нет. Гений и злодейство — несовместные вещи. Талант и злодейство — совместные. Гений — в полном смысле этого слова, те, кого мы называем гениями, — это всё-таки люди, очень много проделавшие над собой в личностном смысле. Это дар природы, помноженный на колоссальную работу над собой.

Вячеслав Резаков, ведущий:

А как вы считаете, театр должен отвечать на вопросы?

Константин Райкин, художественный руководитель Театра «Сатирикон» им. Аркадия Райкина, народный артист России:

Главное дело искусства — задавать вопросы, а не отвечать. Свойство молодости и вообще живой души — это задавать вопросы. А вот восклицать — это старый пердун только восклицает. Знаете, как говорят — надо идти а человеком, который ищет истину и бежать опрометью от того, кто её нашёл. Потому что думать, что ты знаешь ответ, в зале сидя — это спесь! Это заблуждение. Вот щёлкнуть человека по носу и сказать — ты не знаешь, то, что ты думаешь, что это правильно — это не правильно! И тут вдруг человек — оп и думает «ой, действительно, слушайте, а я почему-то думал ….» А вот не думай, что ты правильно думал!

Почему дети лучше взрослых? Потому что они задают вопрос»почему?» Зрители вообще, когда хорошо идёт спектакль, возвращаются к детскому состоянию — очищению разума, рассудка, восприятия. Они возвращаются к детству в таком — самом прекрасном смысле этого слова. Это очень хороший процесс. Он не надолго, он пока идёт спектакль. Но это очень полезно.