Ей снятся погибшие дети. Это видение главной героини — Авдотьи в исполнении Нины Усатовой — один из самых эмоциональных и самых важных моментов спектакля. Погиб на войне, исчез без вести, умер от голода. Судьба каждого словно глава из учебника истории России ХХ века. Она проедет всю страну на доставшемся от умершего мужа мотоцикле «Урал», чтобы спасти последнего оставшегося в живых. Витька попал в передрягу, ударив по пьяни милиционера. Однако путь Авдотьи из небольшого рассказа Василия Шукшина в спектакле Андрея Могучего приобретает поистине эпический размах

Андрей Могучий, режиссёр, художественный руководитель БДТ им. Г.А. Товстоногова:

Шукшин, конечно, — великий автор. Та боль, которой пропитана каждая строчка его текстов, конечно, мы пытались быть к тому очень чувствительными, очень внимательными.

Получилась, действительно, большая работа. Мы не планировали такого, мы думали сделать на часик-полтора, ну что там — три рассказа. Но началось когда, то так потянуло и так увлекло, что остановиться было невозможно. В результате получилось четыре с половиной часа.

Здесь собраны фрагменты из рассказов Шушкина, отрывки из сочинений Николая и Елены Рерих и даже стихи Козьмы Пруткова. А в сценографии Александра Шишкина — типичная Россия, где вместо дорог — расстояния. Что в XIX веке, что в XX. Вообще тема пути ключевая в спектакле. А потому появление на сцене Чичикова из поэмы Николая Гоголя «Мёртвые души» тоже по-своему символично. Пусть персонаж с таким именем есть и среди героев Шукшина. Чичиков появляется в самом начале спектакля и пройдёт весь путь с Авдотьей. Но кто он на самом деле?

Андрей Феськов, актёр:

В этой истории мы зацепились за основное, что говорил Шукшин, что «враг рабочего человека и настоящего крестьянина, это — псевдоинтеллигент», который владеет словом, который очень много рассуждает, такой лакей, пристраивающийся всё время. Для меня это совершенно ясно, что вот порхающая бабочка, такая, «размышляющая» о судьбе Авдотьи — это просто пустота, звенящая пустота.

Материнское сердце героини Нины Усатовой не помогает ей спасти сына, но позволяет другим обрести счастье. Пытаться спасти весь мир, но забывать про себя — это очень по-русски. Причём и со знаком плюс, и со знаком минус. Но таковы уж герои Василия Шукшина

Нина Усатова, народная артистка России:

Мне кажется, что я дождалась этой роли сама того не ведая. Не просила, но подарок немыслимый! В моей жизни такого не было. С ролью мы похожи может быть были, но это самое простое и самое сложное. Вот в простоте самое … тут уже не соврёшь.

Дорога из ниоткуда в никуда. Здесь главный смысл в движении, которое не должно прекращаться. Ведь каждая остановка – повод задуматься: легче или сложнее так жить? Ответ на этот вопрос остается открытым, как и финал спектакля.