Знаменитый завод вновь в топе обсуждаемых тем. Это связано с очередной попыткой реновации территории, которая медленно, но верно приходит в упадок. Какое будущее ждёт уникальный памятник архитектуры? Сумеем ли мы его сохранить? Репортаж Евгения Соловьёва.
Александр с говорящим псевдонимом «Треугольников» – автор информационного проекта в одной из социальных сетей, который целиком посвящен истории «Красного треугольника». Сегодня он по крупицам собирает все, что связано с его становлением, расцветом и падением. Он, как сталкер Тарковского, в Зону совершает регулярные рейды на Обводный канал. В этот раз как сопровождающий. В цеха бывшего крупного промышленного производства мы с Александром будем попадать весьма экзотическим способом, как это делает местная молодежь, то есть через окно.
Первая в России и некогда крупнейшая в мире резиновая фабрика. Свою историю она отсчитывает от 1860 года, когда коммерсант из Гамбурга Фердинанд Краузкопф решил создать в Санкт-Петербурге резиновое производство. Уже в октябре здесь выпускалось до 1000 пар галош в день.
Владимир Бухинник, дизайнер: «В какой-то мере галоши были предметом роскоши, доступной далеко не каждому».
Граф Комаровский в своих записках отмечал, что для русского крестьянина надетые на сапоги галоши "чуть ли не возносят его над уровнем прочих сельчан, придавая ему значение аристократического характера".
Александр Треугольников, руководитель информационного проекта «ТреугольникЪ»: «Это была самая лучшая продукция. И треугольник, в определенный момент своего существования, стал самым крупным предприятием в мире, производителем резинотехнических изделий».
Вскоре фабрика экспортировала свои изделия в Европу. Возможно сочетание черного и красного на знаменитых и столь популярных сегодня Лабутенах — самый обыкновенный плагиат.
В советские годы галоши здесь тоже выпускали. Правда они стали "калошами", но суть и популярность не потеряли.
Непромокаемая обувь здесь продается и сегодня. Но она имеет лишь условную территориальную принадлежность к знаменитой мануфактуре. Хотя выбор места для магазинов с таким товаром вполне логичен.
Евгений Соловьёв, корреспондент: «Не нужна даже специальная реклама. Когда лет пять назад выпало огромное количество осадков, петербуржцы, не сговариваясь, приехали сюда, на Обводный канал. Потому что точно знали, где искать спасение от непогоды».
Отличительный знак мануфактуры — красная печать в виде равностороннего треугольника. Именно благодаря ей предприятие получило свое название. А вовсе не из-за формы территории промышленной застройки, как считается. Она – промышленная застройка – тоже предмет гордости. Эти здания многие по праву называют шедеврами промышленной архитектуры.
Владимир Григорьев, главный архитектор Санкт-Петербурга: «Здания, безусловно, качественные, выполненные, безусловно, талантливыми архитекторами. Утраты таких зданий быть не должно».
А ведь уже теряли. Ровесник «Красного треугольника» Варшавский вокзал, с которого отправлялись экспрессы с представителями императорского дома в Царское село, сложные годы хоть и пережил, но теперь едва ли может называться памятником истории.
Евгений Соловьёв, корреспондент: «Металлические конструкции вплетенные в интерьер торгового центра — это все, что сегодня осталось от знаменитого Варшавского вокзала. Платформы, которая помнит весьма примечательных пассажиров 1-го класса».
Красный треугольник и Варшавский экспресс. По Обводному каналу их разделяет всего тысяча метров. Как тысяча лет. Столь разные судьбы. Есть опыт потерь. Но есть и опыт сбережения. Об этом мечтают такие, как Александр Треугольников:
– Довольно много лет проводится, чуть ли не ежегодно, варианты концепции, реконструкции, реновации. Сейчас новый импульс. Так называемые курты.
Владимир Григорьев, главный архитектор Санкт-Петербурга: «Это гигантский потенциал для города и колоссальный резерв для того, чтобы получить новую городскую среду и развить городскую среду города в целом».
Сейчас правительством Петербурга назначен региональный оператор этих территорий. Им стал Фонд городского имущества. Объявлен конкурс проектов реновации и выделены на это деньги. 150 миллионов рублей.
Денис Мартюшев, генеральный директор Фонда имущества Санкт-Петербурга: «Уникальность этого объекта в Петербурге состоит в том, что пока им не занимались. В других городах, где такие же здания есть, и в Петербурге также, есть много примеров успешных преобразований. Мы привели в пример в нашей статье "Красный октябрь". Есть примеры, когда индустриальные помещения становились по качеству даже лучше, чем вновь возведенные. Их любят, к ним относятся хорошо, потому что это история».
И это история о том, что «Красный треугольник» появился задолго до Черного квадрата. В разные времена он несколько раз становился феноменом прорыва. Дизайна, моды, архитектуры. Так было в веке 19-м и 20-м. Так должно быть в веке 21-м.