Американское консульство в Петербурге перестало выдавать визы. Теперь за оформлением документов петербуржцам нужно ехать в Москву. Тысячи туристов, сотни студентов и ученых вынуждены менять свои планы. Как накал политических страстей влияет на обычных людей по разные стороны океана? Репортаж Евгении Альтфельд.
Обычный петербургский двор, тренировка американо-российской команды по бейсболу. Старший тренер Вадим, младший тренер — Джаред из Филадельфии. У одного сила удара, у другого — тактика. Игроки дополняют друг друга. Они вместе слушают хип-хоп, о спорте говорят часами, о политике — никогда. Негласное правило.
Вадим Чаплыгин, тренер по бейсболу: «Раньше бы мы обсуждали политику, когда не было такого накала страстей, как сейчас. Когда сейчас такой накал, мы пытаемся не добавлять этого в спорт. Тут хороший друг, я даже не спрашиваю, за кого он голосовал».
Джаред Ферд, переводчик: «Главная проблема в том, что мы друг друга не понимаем. Русские воспринимают наш менталитет и то, чем занимается государство, не правильно, на мой взгляд. Мы не поняли, насколько важны были для России события на Украине. Мы вообще не поняли, насколько это значимо и почему это значимо. А человек, который живет здесь, он знает русскую историю и может понять».
Разговорам об Украине они предпочитают удары битой по мячу. Отдаленно напоминающая лапту, эта игра попала в Советский Союз с падением железного занавеса. Спортсмены даже помнят чемпионат СССР по бейсболу в 1991 году. Незадолго до этого, в 1986 году в Ленинграде прошел исторический телемост с Бостоном. Первый раз советские женщины свободно говорили с американками.
Евгения Альтфельд, корреспондент: «Вот за этой дверью — та самая первая студия, где проходило включение, которое вел Владимир Познер с советской стороны, и Фил Донахью — в Бостоне. Женщины двух стран впервые установили контакт. И словно представители двух разных галактик с интересом расспрашивали друг друга о жизни и быте».
86-й год, прошло всего несколько лет со ввода советский войск в Афганистан. Мы сумели договориться даже тогда, что уж говорить про 21 век, когда для разговора с другим континентом не нужен телемост, достаточно мобильного телефона. Но в недавнем интервью нашей программе сам Владимир Познер совершенно однозначно ответил на вопрос — возможен ли подобный телемост с Америкой сейчас.
Конец 80-х. Семья Вадима Школьникова паковала чемоданы, чтобы навсегда уехать из СССР в Америку. И только этой осенью он впервые вернулся в Петербург — уже в качестве преподавателя высшей школы экономики. На этой фотографии он еще советский ребенок. А здесь — уже американский школьник. Длинные волосы, модная рубашка. И первый день рождения на «новой земле». Задувая свечи, он наверняка мечтал о новых друзьях и счастливой жизни.
С тех пор отношения США и России переживали и взлет, и падение. И теперь Вадим волнуется за конференцию по русской словесности, которая скоро должна пройти в США.
Вадим Школьников, доцент кафедры сравнительного литературоведения Высшей школы экономики: «Ассоциация славистов – они должны будут заявить правительству, что это очень мешает научной работе. Они имеют несколько тысяч членов. Надо не волноваться, в мире бывают ситуации и более сложные, чем с визами».
Агентство по международному обмену — как кабинет психолога, где успокаивают тех, кто собирался поехать в США. Тысячи петербуржцев отменяют свои планы. Россия и Америка объявили безвизовый режим — популярный мем в соцсетях.
Екатерина Власова, генеральный директор центра культурного обмена: «Видимо, политики двух стран работают и пытаются достичь соглашения. Туристы — это не те, кто больше всего пострадал в этой ситуации».
Последние петербуржцы, получившие визу в родном городе, стали героями телесюжетов. Петербургская студентка Анастасия Белик успела оформить документы и три недели назад приехала в Лос-Анжелес учиться.
Накал страстей коснулся даже брачных агентств. Осколками дипломатических войн ранит влюбленных с разных континентов. Анатолий Алтухов рассказывает историю одного богатого заморского жениха.
Анатолий Алтухов, владелец брачного агентства: «Он захотел женщину до 40 лет. Я ему дал наших красавиц, и вдруг Россия присоединяет Крым. И он начинает грязь лить на Россию. Все женщины у меня оказались патриотки! Все отношения расстроились. Все ему дали от винта!»
Заметная тенденция — русскоязычные американки ищут мужей в России, чтобы разница менталитетов не мешала семейному счастью. Семья Карины Петровой уехала из Петербурга в Оклахому в полном составе. 4 месяца они пытались осуществить американскую мечту, но вернулись в Петербург. Разочаровала дорогая медицина и дефицит культурной жизни.
Карина Петрова: «Мы дома. Многие люди рассказывают, что уезжают из Питера и возвращаются. Он тянет. Возвращает людей обратно. Там пожили и начали больше ценить родину. Когда уезжаешь, начинаешь видеть все то положительное, что принимал как должное. Это только думают, что те, кто там живет счастливые и богатые».
И все же, о своих американских знакомых несостоявшиеся эмигранты отзываются очень тепло. Несмотря на дипломатический накал, к россиянам в Штатах относятся прекрасно. Видимо, правы петербургские бейсболисты — не нужно портить дружеские отношения разговорами о политике.