Сейчас поднимется занавес и мы увидим Анну Павлову в образе «Умирающего лебедя», Фёдора Шаляпина в роли Мефистофеля и Ольгу Книппер-Чехову в роли Раневской. Вы думаете такое невозможно? Здесь возможно всё. Ведь мы пришли в гости к Наталье Ивановне Метелице — директору Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства. Я смотрю, утро у нас туманное, утро седое, а вы уже на своём посту. Как складывается у вас день? Вы со скольки утра здесь в музее уже находитесь?
Это государственная тайна. Каждый раз по разному. Но музей начинает работу свою с 10 утра.
Вы любите чай или кофе?
Дома, конечно, я пью чай зелёный. А сюда прихожу пью кофе. Как правило, капучино. Я иду на работу всегда со своим планом утра. Я вхожу в наш вестибюль. И надо сказать, что не я спрашиваю, а меня спрашивают. Я дохожу до своего кабинета уже нагруженная. Подчас это, как правило, проблемами. Там не то, здесь не так, там пришла не та бумага, тут заболел сотрудник, там думают, что вообще протечка в Шереметьевском дворце. Или что-то ещё.
Помимо проблем есть же какие-то, наверняка, радости, которые радуют, которые вызывают гордость? Потому что я вот вижу новейшие книги.
Конечно. Уникальный двухтомник, посвящённый Мариусу Петипа. Это фактически эксклюзивный такой энциклопедический иллюстрированный справочник всех балетов Петипа. Здесь, конечно, коллекция костюмов наших представлена, потому что мы храним гардероб Императорских театров. Самое главное, что книга эта на трёх языках. Мы впервые решили сделать, что не просто русский и английский, а такой респект Франции, которая подарила нам этого человека. Он создал фактически репертуар русского классического балета.
Давайте мы тогда перейдём и покажем как складывается ваш рабочий день. То есть вы потом всё же идёте и осматриваете владения свои?
Осматриваем, осматриваем, конечно. Посмотрите какой замечательный экспонат. Здесь 4 смены декораций. Вот так, как это предполагается в старом театре.
То есть можно в разрезе увидеть театр и как это всё происходит.
Коллекция туфель. Здесь есть и туфелька Павловой. Вот портрет Анны Павловой в образе «Жизели». Вот это замечательная у нас здесь мультимедийная программа. Вот Николай Максимович вам как бы урок даёт.
Уроки дедушки артиста балета сразу вспоминаются.
Вот полный костюм Фёдора Ивановича Шаляпина для «Мефистофеля». А вот, посмотрите, костюм Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой «Вишнёвый сад». Этот костюм я привезла из Москвы. За 9 рублей 11 копеек театр МХАТ нам передал. Даже по тем временам это было не дорого. На сегодняшний день это тысячи три.
Им это было не особо важно?
Они списывали. Им надо было избавиться от этого. Вот это мой любимый зал — зал «Спящей красавицы». Я вообще считаю, что «Спящая красавица» это, конечно, французский сюжет, но это очень наш сюжет. Особенно Петербург. Вот я его называю спящей красавицей. Вот костюмы «Спящей красавицы» 1890 года — костюм кормилицы, костюм людоедки, принц Шарман, паж Феи Хлебной Крошки — мышонок. А вот эти костюмы, здесь есть костюмы, которые к нам пришли из Швеции, из Стокгольма из музея танца. Костюмы эти уже уедут через 10 дней от сюда. Костюмы выполнены по эскизам Льва Бакста, которому заказал Дягилев, вспоминая тот спектакль, который он увидел в 1890-м году.
То есть получается при поддержке фестиваля «Дягилев. P.S.» проходит эта выставка. В этом году понятно, что такой красной нитью проходит Мариус Петипа. Что у далось в этом году привезти?
27 мы завершаем фестиваль балетом «Метаморфозы». Здесь как раз в этом балете «Метаморфозы» — это вечер балета — будет 16 номеров, где мы будем сравнивать как танцевалось при Петипа или как танцуют сейчас в Мариинском театре, либо в Большом. Это две эстетики, два века — нынешний и минувший.
Наталья Ивановна, вы как художественный руководитель фестиваля «Дягилев. P.S.» как вы видите дальше развитие?
Следующий год могу только сказать, фестивалю 10 лет. И на следующий год 110 лет русским сезонам Дягилева. Сезоны родились здесь в Петербурге. Я всегда говорю, Дягилев, он бренд Петербурга. Для него важно было представить совершенно новое явление и понимать, что за этим явлением будущее.