Вот, классика — танец планок, в котором движения тела были заметны лишь в торчащих из тела палок. К слову, его уроки не забыты — сильное впечатление произвел не так давно уже самый что ни на есть современный балет монреальского хореографа Мари Шуинар «Вариации Гольдберга» — опять-таки, где такие вот костыли также были основой движения на сцене. Сенсация Венецианской биеннале!
Смысл все тот же — выпуклая, подчеркнутая механистичность движения проявляет механистичность самой жизни, ее подлинной природы. Вот так — все наоборот. Вообще, в поисках правды барабан поворачивался раз за разом весь прошлый век. Причем, даже более забавно. В конце 50-х , актуальные художники одновременно сочли враньем — у нас колхозные будни соцреализма, а на западе — самораскрытие в экспрессионистских выплесках краски. И то и другое признали буржуазной иллюзией.
В поисках новой правды, живопись двигалась и по другим синусоидам — от мольберта к машине и наоборот. Автомат — как и 100 лет назад, является идеалом художника Тиграна Малхасяна. Правду художественного жеста он передает машине, сам же как дух из машины появляется, чтобы завершить сюжет. Из мастерской демиурга корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Дарья Патрина.
Физика и лирика в душе Тиграна Малхасяна всегда шли рука об руку. С детства он рисовал, а образование получил техническое. Работал в институте имени Иоффе над голограммами, в свободное от работы время — над художественными голограммами. А потом начал осваивать классические приемы живописи.
Тигран Малхасян,художник: «Когда я все прошел, время изменилось. Я все больше чувствовал, что современным искусством является наука…У людей, которые связаны с миром техники, все едино… Для гуманитариев существует отдельный волшебный мир техники, а у нас ничего не расслаивается в голове».
14 лет назад Тигран решил, что главной для него является идея «нерукотворной живописи». Когда художник минимизирует контакты с холстом. Но раньше даже это приходилось делать вручную, добавлять гравитации момент вращения.
Тигран Малхасян,художник «Никто из делавших потеки не догадался вращать холст. Я крутил сам, но было плохо. Плавность движения, волшебный иероглиф».
Последние два года помощником Тиграна в творчестве является робот. Настоящий, промышленный. Когда-то он сваривал кузова иномарок на заводе, был спасен после списания, — теперь ему задают алгоритмы движения для создания картин. Танец, который необходим, чтобы в конечном итоге краски и холст образовали структуры.
Тигран Малхасян,художник: «Что там действует? Гравитация, натяжение… Почему это интересно мне? Интересно другим? Потому что природа — следствие взаимодействия сред. Все — так или иначе структуры. Почему на холсте не оставить такие следы?»
Для нас редкий случай — мы в моменте творчества. Опробуют новый алгоритм, и результат не вполне предсказуем.
Тигран Малхасян,художник: «Видишь, какие тут получаются побеги? Отлично!»
Галеристы и музейщики вполне оценили этот странный эффект живописи Малхасяна. Робот хорош тем, что в точности воспроизводит заданный алгоритм движения. Правда, загадка для самого художника остается всегда.