Старый сюжет Гофмана — в балете «Коппелия». На премьере в Михайловском театре побывал корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Павел Богданов.
Несколько минут до начала генеральной репетиции. За кулисами последние приготовления. Для зрителей в зале эти мгновения всегда за кадром. Ведь волшебство всегда должно оставаться загадкой, иначе это уже проза жизни. А мелочей здесь нет. Даже шляпа у кукольника Коппелиуса должна слетать правильно, хотя это не всегда получается с первого раза.
Вообще, реквизит и костюмы для этого спектакля готовили особенно тщательно. Ведь то ли люди то ли куклы должны буквально оживать на сцене.
«Коппелия» как «Чайка» для МХАТа или «Турандот» для театра Вахтангова — знаковая постановка. Когда со сцены Мариинского по желанию кураторов от советской власти убрали все «несерьезные названия», «Коппелия» досталась Малому Оперному. И продержалась здесь почти сто лет. Последнюю версию знаменитой истории в хореографии Олега Виноградова показывали без малого двести раз! Так что задача перед именитым Михаилом Мессерером стояла непростая.
Известный в литературе сюжет: куклы оживают и становятся похожими на людей. Люди путают настоящее и вымышленное. Вот и Франц накануне свадьбы с прекрасной Сванильдой влюбляется в механическую красавицу Коппелию. А может быть, ему только кажется?
Богатое пространство для авторских трактовок и концептуальных высказываний. Например, о власти машин над людьми.
Но вся мистика Гофмана в этой версии отошла на второй план. Получилась настоящая комедия с яркой оберткой, где главными становятся музыка «европейского Чайковского» Лео Делиба и изысканная хореография, в которой сошлись и приношение классическому балету Петипа, и современность.
Золотая осень за окном и на сцене Михайловского. Девушки в красных сапожках и праздник урожая — как будто перед нами сцена из фильма «Кубанские казаки». В этом выдуманном мире, несмотря на все перипетии, все обязательно заканчивается хорошо. А если и не хорошо, то, значит, это еще не конец.