Со времен Некрасова мало что изменилось. Самым популярным и продаваемым на ярмарках остается лубок.
Этим старинным словом, мне кажется, точнее всего называть самый востребованный у нас жанр изобразительного искусства — рисунок с остроумной подписью. Вспомните сами, что чаще всего кочует из паблика в паблик — и согласитесь.
У жанра есть свои корифеи, и такой вот звездой первой величины нельзя не признать Васю Ложкина. Его работы наверняка видел каждый, даже тот, кто не знает, что они — Васи Ложкина. А узнав однажды, потом не перепутает не только манеру, но и сюжет.
Центральный персонаж — кот выведенной автором обаятельной породы. Закономерно, что зверюга озаглавила персональную выставку «Культурный кот Петербурга», ей заводчик открыл новую — свою собственную — галерею.
Теперь с базара понесут. Что ж, почему бы и нет? В конце-концов, кот Ложкина — не просто кот. В чем его культурный код — допытывалась корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Анна Орловская.
Вася Ложкин — похоже, самый продуктивный художник современности. Несколько десятков картин к открытию собственного выставочного пространства он написал всего за месяц. Из архива на стенах – лишь пара работ, зато самых любимых. Новая галерея полна кошачьих морд. Ну а какую еще тематику, кажется, мог выбрать Вася Ложкин для места, размещенного прямо в центре Петербурга?
Анна Орловская,журналист: «Вы выбрали котиков. С чем это связано – коммерческий проект или есть философский смысл?»
Вася Ложкин,художник: «Конечно, коммерческий. Потому что все любят котиков, и мне хотелось сделать приятно людям. И мало того, что не простые котики, а культурные, петербургские котики».
Анна Орловская,журналист: «И отсюда название…»
Вася Ложкин,художник: «Да, «Культурный кот Петербурга». И здесь собраны, скажем так, стереотипы о Петербурге. Есть такой странный момент – меня почему-то часто принимают за петербуржца, хотя это не так. Во-первых, с шаурмой эта история – у вас шаурма. У нас шаверма».
Анна Орловская,журналист: «А вы как говорите – шаурма или шаверма?»
Вася Ложкин,художник: «Я говорю – шаурма».
И действительно – не петербуржец.
Вася Ложкин,художник: «Потом я нарисовал… ну, у меня не получился, он больше серый… Исаакиевский собор. И надпись вот «По газонам не ходить» — а там все на них ходят, на этих газонах».
А еще «северостоличные» солнечные коты, в отличие от москвичей, никуда не торопятся, болеют за «Зенит» и насморком, читают Бродского и почему-то часто прикладываются к бутылке.
Вася Ложкин, художник: «У меня почему-то фантазии хватает либо топор какой-то ему в руку дать, либо бутылку».
Анна Орловская,журналист: «Вам не кажется, что со временем этот своего рода тренд начинает надоедать?»
Вася Ложкин,художник: «Нет, котики не могут надоедать. Какой-то священник говорил: как можно не любить котов? Это же меховые цветы! Из них можно собирать букеты! Мне самому это очень нравится. Мне просто дико нравится рисовать котов».
При этом художник уверяет: его искусство – это не зоология, это социология. Он рисует хвостатых в какой-то степени с себя. Они влюбляются, злятся, грустят. Совсем как люди. Правда, некоторым такие сравнения совсем не нравятся, а картины, на их взгляд, слишком примитивны.
Вася Ложкин,художник: «Ну это постоянно, во-первых, они говорят – я такое сам могу левой ногой и так далее. И на протяжении лет десяти обязательно комментарии «Вот раньше было лучше».
Идея создавать такие спорные образы пришла в голову художнику, когда он работал на свалке в пункте приема цветного металла. И, кстати говоря, автор сам признает излишнюю простоту художественных форм.
Анна Орловская,журналист: «Вы сказали, что если бы вы умели рисовать, а вы считаете, что не умеете…»
Вася Ложкин,художник: «Не умею, конечно».
Анна Орловская,журналист: «Вы бы рисовали совсем другое».
Вася Ложкин,художник: «Да, потому что я очень люблю академическую живопись, которая представлена в Русском музее или в Третьяковской галерее в Москве. Я бы пейзажи рисовал. У меня в детстве были репродукции на стенах картин Шишкина, они всегда бередили мое воображение, но… рисую то, что получается».
Возможно, эта непосредственность – и есть секрет всероссийской славы рыжих котов Ложкина. И то, что рождается порой на холсте всего за один день, навсегда подкупает большинство зрителей. Яркий пример – сама галерея. К моменту ее открытия уже как минимум две работы обрели новых владельцев.
Вася Ложкин,художник: «Это не самая плохая работа, я вам скажу, рисовать оранжевого котика. Есть гораздо неприятнее работы. А мне грех жаловаться – сидишь, кота рисуешь. И все у тебя хорошо».