Барельеф «Награждение Михаила Сперанского за издание свода законов Российской Империи» — один из 4 элементов памятника Николаю I на Исаакиевской площади. За годы из 7 шпаг на нём не сохранилось ни одной. Чтобы вернуть почти 200-летним скульптурам былое величие, а офицерам их оружие, реставраторы сначала отливают нужные элементы в скульптурном пластилине, гипсе, затем в воске и только потом чеканят металлическую деталь.

Сергей Хрусталёв,реставратор I категории по металлу, Почётный реставратор Санкт-Петербурга:
Я смотрю, как работал старый мастер. Я с ним дружу. Начинаю разбираться – вот такой был чекан, вот такой инструмент. И делаю аналоговый. Ошибиться мы не имеем права, потому что уровень художественной работы на этом объекте – самый высокий, это императорский заказ. Он учебник.

На столе рядом с чеканами лежит справочник по анатомии. Работу реставратора часто сравнивают с работой хирурга. Здесь нужна та же точность и аккуратность.

Христина Шумилова,реставратор каменной и гипсовой скульптуры:
Те инструменты, которые мы используем, они действительно очень похожи на медицинские инструменты. Это и скальпели различных размеров, и различные зубоврачебные инструменты. У нас именно в камне схожа наша работа с работой дантистов. Действительно мы заполняем какие-то дефекты, выравниваем их.

В этой части мастерской работают над скульптурами из Петергофа. Белые мраморные статуи стоят у фонтана «Солнце» под открытым небом и что ещё опаснее – под деревьями. Со временем камень начинает желтеть и крошиться.

Анна Смирнова,корреспондент:
Реставрационные работы начинаются с промывки поверхности. Специальный мыльный раствор наносится кисточкой на камень, и трётся активно, превращаясь в пену. После чего при помощи парогенератора смываем. Ну а дальнейшие этапы реставрации требуют более высокой квалификации.

Мелкие трещины сглаживают, удаляют следы актов вандализма, воссоздают утраченные элементы. Затем финальное покрытие, которое продлевает срок жизни скульптур: защищает от бактерий и отталкивает воду.

Анна Смирнова,корреспондент:
Реставрация – это удивительное дело, включающее в себя множество разных технологических процессов. Мне, например, доверили очистить дверь от краски. Это нужно для того, чтобы добраться до древесины, из которой была сделана эта дверь почти 200 лет назад.

В столярной мастерской сейчас работают над дверьми из Гатчинского кафедрального собора Святого Павла 1852 года постройки.

Павел Крон,художник-реставратор:
Как и с другими предметами не навредить — главное. Первым делом у нас идёт расчистка. В данном случае расчистка от лакокрасочных, потом демонтаж слабодержащихся элементов, либо поздних элементов. Когда мы точно знаем, что это поздний элемент и выполнены они не очень качественно, не в стиле и не в материале.

А в мастерскую реставрации живописи пришли картины из Ивангородского краеведческого музея. Работать приходится с разными повреждениями: это и удары, и царапины, нередко от старости холсты начинают сыпаться. Чтобы укрепить и восстановить картину, мастеру порой нужен не один месяц.

Ирина Смирнова,реставратор высшей категории:
Это как пациент – и к каждому свой индивидуальный подход. Ты думаешь, как лучше это сделать, может быть какие-то другие материалы использовать, чтобы следующая операция, которая будет за ней, она давала возможность идеального выхода потом на экспозиционный вид.
Христина Шумилова,реставратор каменной и гипсовой скульптуры:
Наша профессия, она такая немножко вне времени и пространства. Всё равно самое главное здесь — руки реставратора, которые в процессе эволюции остались неизменными.