АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:

Конец 19 – начало 20 веков – период повального увлечения «венским модерном» в архитектуре. На берегах Невы модный тогда стиль сецессион также прижился, в результате чего петербургскими зодчими были построены красивейшие здания: дом компании Зингер и Елисеевский магазин на Невском проспекте, а также вот этот особняк Первого Екатерининского собрания по проекту Оскара Мунца на тогдашнем Екатерининском канале.

Набережная Канала Грибоедова, дом 88 – 90. Здание Екатерининского общественного собрания, архитектор – О. Р. Мунц, годы постройки: 1905 – 1907

Для стиля модерн характерно богатое внешнее декорирован 

ие. Здание отделано снаружи гранитом и декоративным кирпичом, лепниной и накладными скульптурами. Кстати, скульптура из четырёх женских фигур украшала когда-то и купол башни на углу дома со стороны набережной канала и средней Подъяческой улицы. Они олицетворяли союз Науки, Коммерции, Просвещения и Промышленности и указывали на основные виды деятельности Екатерининского собрания, по заказу которого и было построено это великолепное здание.

Екатерининским собрание переехало в это здание в марте 1906 года. До этого оно называлось Первым общественным собранием Петербурга, а ещё раньше — Немецким танцевальным обществом, учреждённым в 1789 году. Это был своего рода закрытый клуб, где собирались влиятельные люди с семьями. Пока жёны и дети развлекались, главы семейств в неформальной обстановке обсуждали всякие важные вопросы.

Любопытная деталь – после переезда Первого общественного собрания Петербурга в специально построенное для него здание на Екатерининском канале, решением большинства его членов клуб был переименован в Екатерининский. Этот дом — совместное творение известных петербургских архитекторов-строителей: инженера Смирнова, архитектора Мунца и художника ФелейзЕна. Обратите внимание на уникальное оформление парадного вестибюля: на потолке над главной лестницей расположен прозрачный витраж, в нишах над балюстрадами — овальные зеркала.  Сами балюстрады украшены ионическими колоннами с лепными гроздьями винограда на капителях.

Изначально по желанию заказчика в доме были спроектированы библиотека, комнаты для игр, ресторан с эстрадою и зрительный зал на 700 мест. С самого начала предполагалось устроить здесь театр. Первоначально это был Екатерининский театр, а в позже открылся знаменитый театр политической сатиры «Кривое зеркало». Он возник в 1908 году по инициативе литературного и театрального критика Александра Кугеля и его гражданской жены — актрисы Зинаиды Холмской, как театр-кабаре при Театральном клубе Петербурга, учреждённом Союзом драматических писателей. Открылся театр в особняке князя Н. Юсупова на Литейном проспекте, а сюда переехал в 1912 году.

Театральный зал Екатерининского собрания

Ещё одна важная страница истории российской культуры связана с этим театральным залом – именно здесь рождались знаменитые балетные «Русские сезоны» Сергея Дягилева 1909 года. Правда, начиналось всё в придворном Эрмитажном театре, где Дягилев репетировал с лучшими артистами из Москвы и Петербурга: Вацлав Нижинский, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Ида Рубинштейн, Тамара Карсавина, Михаил Фокин. Благодаря связям Кшесинской с Николаем II Дягилев получил субсидию аж в 25 тысяч рублей от императорской семьи. Однако из-за ссоры Дягилева с Кшесинской проект лишается финансовой поддержки и высочайшего покровительства. Официальная версия конфликта – Дягилев делает центральным балетом программы «Жизель» с Анной Павловой, что абсолютно не устроило Кшесинскую, через которую, собственно, в предприятие Дягилева и пришли деньги. Труппу выгоняют из Эрмитажного театра, и Дягилев решает перебраться в Екатерининское собрание.

Малый театральный зал Екатерининского собрания

Вообще, этот дом стал местом свободного творчества: от Сергея Дягилева и звёзд русского балета начала прошлого века до сатирического театра «Кривое зеркало» и экспериментальной оперетты Николая Северного. После октябрьской революции здесь разместились Театр Балтийского флота и киностудия «Белгоскино». Правда вторая половина 20 века ознаменовалась сменой функциональной ориентации здания – сюда въехали госструктуры. Ну а пару лет назад культура вновь вернулась в Екатерининское собрание. Сегодня – это штаб-квартира «Петербург-концерта», правопреемника легендарного «Ленконцерта», которому в этом году исполняется 90 лет!