Дмитрий Аксенчик,корреспондент:

Почти 300 километров — именно такая общая протяжённость каналов, рек, словом, водных артерий в Северной столице. Когда-то это число было ещё больше. Ходим мы каждый день по своим делам и даже не догадываемся о том, что кое-где можно было бы и добираться вплавь. Сегодня поговорим о каналах, которые со временем исчезли с карты города.

16 сентября — прекрасный повод первым вспомнить самый протяжённый канал и, как показала история, — один из самых бесполезных. Лиговский или Фонтанный канал, длиной аж 23 километра закончили прокладывать в этот день 296 лет назад. Тянулся он от реки Дудергофки на юго-западе, до улицы Некрасова в центре города. А нужен был для того, чтобы снабжать водой фонтаны Летнего сада.

Правда канал со своей миссией не справлялся. Напор воды был слабый, а наводнение 1777 года и вовсе погубило фонтаны, так что водная артерия окончательно утратила свою функцию, и всё же не засыпали её больше ста лет.

Другое дело каналы Заячьего острова. Их изначально строили с гораздо более практичными целями. В первую очередь, если крепость окажется в окружении врагов — население без воды не останется. К счастью, от нехватки воды жители Петербурга точно не страдали, а каналом с удовольствием пользовались, чтобы подвозить стройматериалы и продукты. Его засыпали в конце XIX века, а этот небольшой кусочек в самом центре крепости восстановили уже наши современники.

Параллельно Лебяжьей канавке, вдоль западного края нынешнего Марсова поля, шёл Красный канал — тоже один из старейших в Петербурге. Проложили его при Петре от Невы до Мойки для осушения болотистой местности. Но довольно скоро началось возведение Мраморного дворца, которому Красный канал мешал, так что его быстренько закопали. Помнит его разве что гранитный мост, который переехал на Миллионную улицу.

Неудавшиеся каналы Васильевского острова — это, пожалуй, самая масштабная история. Вдохновителем идеи о Северной Венеции и сети судоходных каналов был сам Пётр Первый. Но по самым оптимистичным версиям историков каналы прорыли только до 13‑й линии, да и те не целиком.

В провале этой идеи принято винить генерал-губернатора Санкт-Петербурга Меньшикова. Каналы делались такими узкими, что по ним просто нельзя было передвигаться, а жители довольно быстро превратили их в канавы, закидав мусором и нечистотами. Точку в этом вопросе поставила Екатерина II. Именно по её указу все засыпали в 1767 году. Так что от мечты Петра Первого остались только линии.