Дмитрий Аксёнчик,корреспондент:
Ясный поэтический язык, где, алгеброй можно проверить гармонию. В начале ХХ века акмеизм зародился здесь — в башне Иванова. Сначала молодые поэты декламировали свои стихи и слушали замечания товарищей по перу, даже не задумываясь о том, что однажды образуют новое направление в литературе. «Бунтом против символизма» назовёт акмеизм Анна Ахматова

БАШНЯ ИВАНОВА

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ,краевед:
Стихотворение блудный сын, которое прочитал Гумилёв, Вячеслав Иванов посчитал критикой направленной в свой адрес и в адрес собраний, которые проходили на башне.

На то ли, отец, я родился и вырос,
Красивый, могучий и полный здоровья,
Чтоб счастье побед заменил мне твой клирос
И гул изумленной толпы — славословья.

В башне происходит скандал. Гумилёв и его сотоварищи молодые поэты уходят. И Гумилёв создает свой «Цех поэтов», в котором он будет учить своих учеников создавать стихи, в которых главным будет мастерство слова.

В состав первого цеха поэтов вошли: Ахматова, Мандельштам, Городецкий, Зенкевич, Нарбут и другие. К поэзии они относились как к ремеслу, требующему упорного труда, а символизм с его более глубоким и вдумчивым взглядом на привычные слова и предметы — отвергали.

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ,краевед:
В символизме главное поговорить о невысказанном. Как потом напишет Мандельштам в манифесте «утро акмеизма»  слов об этом невысказанном накопилось столько, что это невысказанное, тайное истрепалось, как бумажные деньги.

БРОДЯЧАЯ СОБАКА

Бродячая собака. Небольшой подвал в доме Жако на площади искусств стал важнейшей точкой на карте Петербурга для поэтов Серебряного века. В том числе и для акмеистов. Здесь спорили и развивали новый поэтический жанр.

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ,краевед:
Ахматова, Мандельштам, Евреинов, Мейерхольд, Карсавина … можно перечислять бесконечно. Всё это были люди, которые чувствовали слом эпохи. Они чувствовали себя свободными, но как собаки: есть свобода, но нет дома.

Да, я любила их, те сборища ночные,-
На маленьком столе стаканы ледяные,…
Весёлость едкую литературной шутки
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.

Анна Ахматова

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ,краевед:
Тусоваться акмеисты, осознав себя, как акмеисты стали именно в бродячей собаке.Говорить о рассвете и о цветении, питаясь сосисками и собачьими биточками здесь в бродячей собаке — это не было противоречием в то время.

Стихи и статьи акмеистов активно публиковались в журналах «Гиперборей» и «Аполлон». Пока объединение «Цехх поэтов» не распалось в 1914 году.

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ,краевед:
Началась Первая Мировая война и все начали писать стихотворения патриотического характера. Всё смешалось.

Было несколько попыток возродить «Цех поэтов». В 1920 году в доме Мурузи на Литейном проспекте Николай Гумилёв устраивал «Дом поэтов», литературные вечера.

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ,краевед:
Здесь заседал уже третий «Цех поэтов». Здесь проходили эти встречи, как наследники того первого цеха, того первого запала акмеизма.

Как ни парадоксально, но само название «Дом поэтов» получилось очень символичным. В этих же стенах находилось издательство Максима Горького «Всемирная литература», где свои стихотворения читал Александр Блок. А по соседству жили одни из основателей символистского направления Дмитрий Мережковский и Зинаида Гипиус.

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ,краевед:
Гипиус писала потом учителю Гумилева Брюсову: какая ведьма вас сопряла с этим бледно-гнойным юношей? Все идеи, которые выдвигал Гумилёв казались Гипиус устаревшими.

Как литературное явление акмеизм — не проявился ни в одной другой стране и можно сказать остался петербургским феноменом, состоящим из отдельных представителей. Из трёх столпов акмеизма до старости дожила только Анна Ахматова.

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ,краевед:
Памятник Ахматовой здесь на берегу Невы, напротив Крестов — это исполнение своеобразного завещания, которое Ахматова оставила в своих стихах поставить памятник ей именно здесь где она возле этой тюрьмы Кресты она находилась порядка 300 часов в попытке узнать о судьбе своего сына. Как сама она говорила:

Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне.