Как живет и отдыхает Петербург ночью? Кто принципиально не спит в белую ночь, а кто пытается, несмотря на происходящее под окнами? Обратная сторона Рубинштейна и Думской, а также: разведенные мосты и нелегальные экскурсии по крышам — в репортаже Полины Ганичевой.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «А теперь давайте пойдём гулять. Гулять до утра. Потому что Петербург во время белых ночей — это абсолютно невероятный город. Шумный, красивый, со своими эмоциями и страстями, некоторые из которых иногда становятся строчками в хронике происшествий. Но независимо от этого, ночной Петербург — это особый мир. Мир, который растает под утро. И останется лишь ярким и незабываемым впечатлением в сердцах тех, кто жил в нём. Жил от заката до рассвета. Полина Ганичева — не выспавшаяся, но переполненная эмоциями — покажет этот мир красок ночного летнего Петербурга».
Полина Ганичева,корреспондент: «В этом месте точно по расписанию время и пространство искажаются. Те, кто с того берега не успели перебраться на этот, здесь уже точно не попадут домой, на свидание, а может не скажут самые важные в жизни слова. Но, что бы ни ждало вас на другом берегу, с привратниками здесь договариваться бесполезно».
Точно в 1:25 Благовещенский мост, вопреки своему главному назначению, не соединяет, а разделяет два мира: в одном уже готовятся ко сну, а в другом жизнь после полуночи только начинается…
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА,корреспондент: «Любая телевизионная картинка — это только отражение реальности. Нам сегодня нужна настоящая жизнь, поэтому мы выключаем большую телевизионную камеру, берём селфи-палку, небольшие камеры и идём гулять по городу не как журналисты, а как туристы, чтобы увидеть настоящий, реальный ночной Петербург. Впрочем, реальность это или миф — сегодня узнаем».
Первое из ночных развлечений, доступное для всех туристов и закрытое для прессы, экскурсии по крышам. Нелегальные. Всё анонимно. Адрес встречи присылают за несколько часов до неё. В это же время начинается ливень. Но голос в трубке заверяет: все состоится.
Гиду обещаем в парадной не разговаривать, чтобы не услышали жильцы, и едем на последний этаж. В узком лифте при более тесном знакомстве становится понятно: наш гид, кстати, никакой не экскурсовод, а студент-инженер. Не трезв…
На сырой от дождя крыше лежат провода. За безопасность никто не отвечает: для прогулок крыша не приспособлена.
Рубероид под ногами — это шумоизоляция. Мы — группа тихая, стараемся не шуметь. Но где гарантия, что следующие туристы будут вести себя скромно? За день только на эту крышу над Невским проспектом поднимают до 50 человек группами, а еще есть индивидуальные экскурсии.
Поднялись на одну крышу, погуляли там час. По цене почти как два билета в Эрмитаж — 900 рублей с человека. Экскурсии не было. Просто смотрели, фотографировали и изо всех сил держались за кровлю, чтобы спуститься с крыши по лестнице. Живыми.
Город засыпает. Просыпается улица Рубинштейна. На языке мифов — хаос. Здесь и люди, и животные, и развлечения. Платные и для всех… Уличные музыканты принимают наличные, карты и спиртное. Отдельных слушателей просят о ночлеге. Согласны приютить бродячих артистов на одну ночь — заказывайте любую песню. Споют.
Уже два часа ночи. Скоро начнёт светать, а тише на улице не становится. Несмотря на дискотеку, 5-ю этажами выше, уже несколько часов пытается уснуть Анна. Она переехала сюда, когда это был тихий центр города. Несколько театров, рядом пансион для воспитанниц кадетского корпуса. Теперь отсюда хочется бежать. В лучшем случае — на дачу на всё лето, в худшем — в новую квартиру. Подальше от криков и музыки.
Ночь заканчивается, а посетители баров на первом этаже остаются… Жители находят их на асфальте рано утром без чувств. Вызывают скорую, а вечером со своих балконов видят новых посетителей… Вот она, реальная сторона ночной жизни на Рубинштейна.
А вот та самая Думская. Вид сверху. Но, если нужно, можно подобрать и ракурс слева и справа, благо камер на улице предостаточно. И за всеми наблюдают отсюда, из мониторингового центра, круглосуточно. Какие-то устройства поворачиваются, какие-то статичны, но абсолютно все отлично снимают даже в ночное время.
Только за май сотрудники мониторингового центра передали в полицию и адвокатам почти 1400 запросов. Миф о нелегальных развлечениях и ночных вечеринках до потери сознания превращается в бренд города. И создают его сами петербуржцы. И только от нас зависит, куда в первую очередь поедут туристы — в Русский музей или в подпольный бар. Каким будет этот миф? О начале или о конце света?