Масштабное «омоложение» для вековых реликвий. Специалисты государственного музея истории религии восстанавливают комплекс из семи уникальных масок буддийских монахов. Предметы искусства из постоянной экспозиции. После работ маски приобретут свой изначальный вид – тот, каким их видели участники и зрители мистерии Цам.
Наводящие ужас маски в руках заботливых реставраторов, кажется, выглядят не такими гневными. Миллиметр за миллиметром мастера снимают верхний слой пожелтевшего лака. Впереди масштабное «омоложение». Злобным персонажам из папье-маше уже больше века. Их предстоит избавить от шелушений, трещин и лишних красок, которые, словно неудачный грим, искажают лицо.
«Маска полностью «переписана». Это голова Белого старика. Видно, что он какого-то грязно-оливкового цвета. Видно даже по красочному слою, можно предположить, что здесь явно что-то переклеено газетами, переписано», – поделилась художник-реставратор деревянной полихромной скульптуры и золоченой резьбы высшей категории Государственного музея религии Ирина Исаева.
«Побелеет» и борода старца. Ее отмоют, правда, никакого шампуня, только вода. А вот соседке Дакине с собачьей головой повезло меньше. Нижняя челюсть почти целиком переделана более поздними реставрациями или, как тут говорят, «записями». Маски роддом из бурятских монастырей.
После революции они попали в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а после его закрытия в 1947-м году перевезли в Ленинград. Всего на реставрации 7 масок. Каждая из них олицетворяет буддийское божество.
«Это одна из гневных защитниц в тибетском буддизме. Дакиня – женское божество. Ее имя Симхамукха – львиноголовая. Считается, что она может устранить все препятствия, уничтожить всех демонов и является также медитативным божеством», – рассказала хранитель фонда «Религии Востока» Государственного музея религии Мария Кормановская.
Мистерия Цам – это яркий ритуальный танец. Буддисты верят, что злобные божества отгоняют злых духов и учат людей жить в мире, избегая гордыни и гнева.
Маска с головой быка – это владыка подземного царства Яма или по-другому бог смерти. Главное божество в буддийском пантеоне и центральный персонаж мистерии Цам. Исполняя ритуальный танец, монахи облачались в специальную одежду и затем одевали маску на голову. Это стоило невероятных усилий – маска достаточно тяжелая. Во время таких религиозных танцев маски зачастую падали. Отсюда и характерные травмы.
«Наиболее всегда страдали носы. Можно заметить на всех остальных масках, что носы обычно с какой-нибудь «записью», с пластырем, как правило, идут. Они специально здесь оставлены, чтобы наглядно показать, насколько она деформирует колористическую задумку автора изначально», – отметила художник-реставратор деревянной полихромной скульптуры и золоченой резьбы III категории Государственного музея религии Елизавета Шабаева.
Какой из слоев оригинальный, мастерам подсказывает электронный микроскоп. Он поможет реставраторам вернуть маскам изначальный облик. А увидеть их в том виде, в котором они представали перед участниками мистерии Цам в буддийских храмах в начале 20 века, петербуржцы смогут не раньше лета 2025 года.