В гостях у программы «Утро в Петербурге» Татьяна Бабошина, куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.

Михаил Спичка,ведущий:
Сегодня четверг, а значит в эфире совместный проект телеканала «Санкт-Петербург» и Государственного Эрмитажа Эрмитаж. Говорим и показываем.
Марианна Дьякова,ведущая:
Мы совершим путешествие в сказку, увидим настоящий Каменный цветок и не один. В Главном штабе Эрмитажа открылась выставка «Современное камнерезное искусство». Экспозиция рассказывает о творчестве современных художников, их экспериментах в работе с цветным камнем.
Михаил Спичка,ведущий:
Впрочем, подробнее об этом поговорим с нашей гостьей. Это Татьяна Бабошина — куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.
Марианна Дьякова,ведущая:
Выставка расположилась в залах памяти Карла Фаберже. Следуют ли современные мастера традициям, заложенным Карлом Фаберже?
Татьяна Бабошина,куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
Ещё в конце 80-х годов и в 90-е мастера за основу взяли работы старых мастеров и фирмы Карла Фаберже. Постепенно копируя вещи, подражая им, они наращивали арсенал художественных выразительных средств и в конце концов пришли к тому, что, возможно, каменную пластику сделать не просто украшением и игрушкой, но и настоящим искусством.
Михаил Спичка,ведущий:
И Карлу Фаберже это тоже удавалось между прочим?
Татьяна Бабошина,куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
Ему тоже, и он тоже не был новатором, он взял это всё из арсенала старых мастеров XVIII века. Так что это долгая история.
Марианна Дьякова,ведущая:
Есть такая абсолютно чёткая преемственность. Переосмысляются ли эти традиции, добавляется ли что-то абсолютно новое? Новые форматы и работы с камнем, может быть его представление, выражение той самой пластики?  
Татьяна Бабошина,куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
Мастера в своих авторских работах стремятся к гармоничному взаимодействию между камнем и образом и в своём вдохновении отталкиваются от самого материала, потому что каждый камень, а не только его виды: нефрит, обсидиан, кварц, горный хрусталь, каждый кусок камня индивидуальный. Нужно большое мастерство, чтобы в толще камня увидеть образ, который можно развить и создать произведение искусства.
Михаил Спичка,ведущий:
А современный инструментарий сейчас сильно изменился по сравнению с временами Фаберже?
Татьяна Бабошина,куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
На самом деле в Петербурге да, и сейчас пользуются мобильными борами. Так что в одной руке держат камень, и другой рукой держат бор. Таким образом вырезают работы.
Марианна Дьякова,ведущая:
Где-то мастера ещё, наверное, и какими-то традиционными техниками пользуются. Вы сказали, что в Петербурге?
Татьяна Бабошина,куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
На самом деле именно техническая работа очень отличается с мастерами старейшего камнерезного центра Германии. Ещё с XV века идёт его история, там держат камень обеими руками, а сам бор закреплён статично.
Михаил Спичка,ведущий:
Как обильно представлена анималистическая тематика. Или это особенности подбора экспонатов для данной экспозиции?
Татьяна Бабошина,куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
Это очень распространённый жанр как и у Карла Фаберже, так и у современных мастеров. И на выставке представлены как абсолютно натуралистично выполненные работы, так и фигурки, в которых мастера пытаются отойти от техники старых мастеров. Они по-новому обрабатывают грани, больше внимания уделяется поверхности, камню, трещинам, кавернам, пытаются их обыграть. То есть больше внимания уделяется материалам.
Марианна Дьякова,ведущая:
Вы заметили, что всё это декоративные объекты. Нет ли чего-то с неким прикладным назначением, утилитарным, например, часы или шкатулки?
Татьяна Бабошина,куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
На выставке представлено 2 трости. Это на самом деле очень ценный объект. Во-первых, потому что они довольно ранние, были сделаны ещё в девяностые годы. И это вещи, которые были выполнены гениальными мастерами, которые до сих пор работают. Это Сергей Шиманский и Евгений Морозов. В одном случае это трость с набалдашником в виде шута на одуванчике. Потрясающе выполнена обработка поверхности. Другая трость – гриб выполнена из мохового агата, который идеально подходит для образа.
Михаил Спичка,ведущий:
Много ли в Петербурге художников-камнерезов высокого уровня?
Татьяна Бабошина,куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
Думаю, что человек 20. Это достаточно много.
Михаил Спичка,ведущий:
Экспонаты на выставке из коллекции Эрмитажа?
Татьяна Бабошина,куратор выставки «Современное камнерезное искусство», научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
Это всё коллекция Эрмитажа. И при том многие предметы были представлены на выставке 2014 года. За это время появилось несколько новых работ.