«Чтоб великолепием своим Версалию превосходил!» — мечтал Пётр Первый, закладывая Летний сад в 1704 году. Под свой царский огород он выбрал обширную территорию, ограниченную Невой, Мойкой, Безымянным ериком и прорытым позже Лебяжьим каналом. И сам наметил первоначальный план: три прямые параллельные аллеи от Невы, которые пересекают несколько перпендикулярных.

Строгая геометрия парка лишь подчеркивала пышность пейзажей. Живые изгороди создавали лабиринты, сложные цветочные композиции благоухали нежными ароматами, беседки и гроты манили тишиной и таинственностью. Свой роскошный сад Пётр распорядился украсить скульптурами.  Статуи покупали в Италии, многие были сделаны на заказ специально для далёкого Петербурга.

И всё это роскошное убранство было лишь обрамлением для главных украшений парка, ради которых Пётр и задумал свой грандиозный проект – фонтанов! 

Первые струи забили в небо уже в 1706 году, а через три десятилетия полсотни разнообразных фонтанов поражали самых искушенных гостей. Реку Фонтанку назвали в честь фонтанов Летнего сада, Лиговский канал прорыли, чтобы питать их водой. Первая паровая машина появилась в России, чтобы струи фонтанов были мощнее. Её Пётр приобрёл в Англии.

Летний сад был гордостью Петра и его любимым детищем. Здесь государь любил устраивать шумные ассамблеи с фейерверками и принимать иностранные посольства. Это была его царская резиденция, дворец под открытым небом – сад, достойный великого монарха.