На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Людмила Будрина, кандидат искусствоведения, доцент Уральского федерального университета, заместитель директора Фонда семьи Шмотьевых.

Людмила Ширяева,ведущая:
В Екатеринбурге в год празднования 350-летия со дня рождения Петра I в Свердловском областном краеведческом музее представили произведения 12 художников рубежа XX-XXI веков из частного собрания. Выставка называется «Русь многоликая». Работы каких художников представлены на выставке «Русь многоликая»?
Людмила Будрина,кандидат искусствоведения, доцент Уральского федерального университета, заместитель директора Фонда семьи Шмотьевых:
На выставку мы отобрали работы художников, которые являются представителями современного направления в жанре исторической живописи. В основном это представители московской школы, но у двух из них истоки лежат в Петербурге – Вячеслава Назарука и Ильи Глазунова. Большая часть представленных на выставке художников – ученики Ильи Сергеевича Глазунова по Московскому Суриковскому институту и созданной им в 1987 году Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, которая находится в Москве.
Василий Киров,ведущий:
Название выставки говорит само за себя. Какой была Русь, когда Пётр взошёл на престол?
Людмила Будрина,кандидат искусствоведения, доцент Уральского федерального университета, заместитель директора Фонда семьи Шмотьевых:
Специфика исторической живописи прежде всего в том, что произведения художников являются отражением их взгляда, понимания, ощущения того, какой была эпоха, какими были люди. Когда мы с вами смотрим на произведения художников исторического жанра, необходимо помнить, что это не документ эпохи, а её ощущения. На эти ощущения очень сильно влияют знания художников, те источники, к которым они обращаются. Иногда это исторические труды, а иногда и литературные произведения. Потому не всегда точный документ. Но нам показалось интересным продемонстрировать взгляд современного художника на искусство, жизнь, быт и особенности исторических коллизий допетровской Руси, потому что с определённого момента эпоха до Петра стала восприниматься как некая образующая нацию. В этом отношении художники рубежа XX-XXI века являются наследниками русской исторической живописи второй половины XIX столетия, когда как раз допетровская Русь входит в необыкновенную популярность и большую моду. Достаточно вспомнить таких художников, как Васнецов и Константин Маковский, чтобы понять, насколько современные мастера исторической живописи развиваются в контексте классического русского искусства.
Людмила Ширяева,ведущая:
Просматриваем, местами красиво, даже сказочно. По вашим ощущениям, как русского человека, можно ли сказать, что мы – потомки тех героев, которых видим на полотнах?
Людмила Будрина,кандидат искусствоведения, доцент Уральского федерального университета, заместитель директора Фонда семьи Шмотьевых:
Безусловно. Особенность таких произведений в том, что не всегда возможно определить, являются ли они обращением к какой-то эпохе или это жизнь сегодняшняя, какое-то карнавальное действо. Масленица как раз яркий пример того, как исторические реалии проникают в сегодняшнюю жизнь. Прикосновение к традициям – это всегда возможность ощутить свои корни, почувствовать их. В этом, мне кажется, одна из важных составляющих исторической живописи, потому что она говорит со зрителем современным языком и отчасти даже перекликается с тем, что мы видим сегодня на кино и теле экранах, когда кинематографисты обращаются к прошлому нашей страны. Мне очень понравилось ваше высказывание о сказочности. Действительно, целый ряд произведений погружают нас в сказочную атмосферу чего-то ушедшего, но очень понятного и близкого.