В гостях у программы «Утро в Петербурге» Сергей Андросов, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки.

Василий Киров,ведущий:
На календаре 31 марта, четверг, а это значит, что телеканал «Санкт-Петербург» продолжает традиционную рубрику Эрмитаж. Говорим и показываем.
Людмила Ширяева,ведущая:
Накануне в Государственном Эрмитаже открылась выставка, посвящённая одному из самых ярких периодов в истории мировой скульптуры — XV веку в Италии, особенно Флоренции. В выставке принимает участие 27 экспонатов Эрмитажа. На данный момент они мало известны. Почему их решили представить публике только сейчас?
Сергей Андросов,заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки:
Можно считать, что эти вещи представляют крупных мастеров, но опосредованно. Раньше не интересовались, потому что считалось, что это небольшая коллекция. На самом деле оказалось, что она не такая уж маленькая и незначительная. В течение почти тридцати лет мы занимались реставрацией этих вещей, потому что они находились в церквях, где их закрашивали и коптили. Наши реставраторы их раскрывали, а около семи вещей сделано специально под эту выставку. А ещё совсем недавно из частной коллекции в Петербурге мы выкупили шесть вещей XV века, что большая редкость.
Василий Киров,ведущий:
А что за экспонаты находились в частных коллекциях?
Сергей Андросов,заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки:
Семейная пара из Петербурга так была влюблена в Италию, что они ездили и покупали там в основном предметы прикладного искусства, но и скульптуру тоже. Потом по каким-то причинам решили с этой коллекцией расстаться, а Эрмитаж её купил.
Людмила Ширяева,ведущая:
Понятно, что Эпоха Возрождения во многом отправная точка в мировом искусство. А почему внимание приковано именно к Флоренции?
Сергей Андросов,заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки:
В первую очередь именно Флоренция была колыбелью искусства Возрождения. Более конкретно Возрождение началось именно в скульптуре. Потом уже к этому примкнули живописцы. Но в начале XV века там работало несколько крупных мастеров, которые дали толчок для дальнейшего развития. Весь XV и XVI век – это расцвет скульптуры во Флоренции. Достаточно назвать Донателло, Верроккьо, Микеланджело. Эти скульпторы – они из самых крупных личностей в истории мирового искусства.
Людмила Ширяева,ведущая:
Когда смотришь, наблюдаешь, наслаждаешься этими произведениями искусства, возникает вопрос, каким образом мастера в те стародавние времена создавали свои творения? Может раскроете тайну, какие технологии тогда применялись?
Сергей Андросов,заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки:
Существовали профессиональные мастерские, их можно назвать ремесленные, во главе которых стоял крупный мастер. Ученики повторяли его оригинал. Большую часть составляют барельефы с изображением мадонны с младенцем. Сначала с мраморного оригинала делалась копия в терракоте (обожжённой глине) или гипсе. Потому то мрамор был дорогой. Копии предавались в мастерскую живописцев, где их расписывали. В случае необходимости скульптуры доделывали ещё столяры, если у произведения были рамы.
Василий Киров,ведущий:
Мраморная скульптура тоже присутствует?
Сергей Андросов,заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки:
Мраморную мы решили не трогать, чтобы показать, как из относительно дешёвых материалов тоже можно создать красивые и качественные произведения искусства.
Василий Киров,ведущий:
Смогут ли мастера XXI века повторить из современных материалов такие же произведения искусства?
Сергей Андросов,заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки:
Конечно, смогут. Тем более сейчас существуют техники 3D, которые просто копируют, хоть и немножко механически. А на выставке ощущается прикосновение руки художника, мастера. Поэтому всё оживает.
Людмила Ширяева,ведущая:
Какой из экспонатов вас удивил при подготовке к этой выставке?
Сергей Андросов,заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки:
Реставрация скульптуры Христа Падуанской школы, выполненной под влиянием Донателло, показала высокое качество. Особенно интересна рама, на которой раньше не было видно позолоты. Как-то совершенно по-другому он стал смотреться в этом обрамлении. Это довольно редкий иконографический мотив Христос во гробе, который любили в XV веке.