Мария Новикова- Охонская,корреспондент:
«Каждый живой человек имеет свои особенности и всегда имеет особенную и свою новую, сложную, неизвестную медицине болезнь» — отметил Лев Николаевич Толстой в третьем томе «Войны и Мира». Диагнозам героев романа и болезням самого писателя посвящена выставка,«И клятву верности сдержали», о трёх важнейших направлениях медицины начала XIX века расскажем прямо сейчас.

Уровень диагностики и фармакологии того времени был таков, что ли чуть не в половине случаев пациенту ставился диагноз «желчный человек», а в списке назначений доминировали народные средства, широко применялись эфирные масла, отвары целебных трав, баня и кровопускание.

Пастилками, полосканиями и настоями лечили и распространённую в начале XIX века «муслиновую болезнь» — так  называли грипп: из тонкой изящной ткани муслина шили бальные платья, нередко барышни смачивали их водой, чтоб подчеркивать фигуру, сохранить здоровье перемещаясь между балами и приёмами удавалось не всем, впрочем, симптомы недомогания были даже в моде. Именно с гриппа и кашля Анны Павловны Шерер начинается медицинская линия в романе.

Татьяна Шомина,куратор выставки «И клятву верности сдержали..»:
Тогда это было модное заболевание – грипп, и Толстой его почерпнул из заметки, которую он нашёл в журнале в библиотеке в Ясной поляне. В этой заметке говорилось, что «всякому щёголю и щеголихе запрещается жаловаться на нервные болезни и мигрень, так как эти заболевания вышли из употребления, разрешено только кашлять, насморк тоже в моде». И вот Толстой решил эту тему как раз использовать в своём романе.

В неизвестном недуге Наташи Ростовой современные специалисты заподозрили бы признаки депрессии, но большинство врачей начала XIX века не увидели бы медицинской причин, объясняющей её состояние: она не ела, не спала, заметно худела, кашляла и была, как давали чувствовать доктора, в опасности.

Татьяна Шомина,куратор выставки «И клятву верности сдержали..»:
Стрессы, депрессии – основная масса врачей, что эти заболевания не имеют отношения к медицине, что это болезнь нравственная. Единственный врач, который смог точно это определить, как пишет Толстой, был Мудров. Он понял, что это заболевание не только нравственное, но оно имеет и отношение к медицине, что оно лечится: забота со стороны родных плюс соблюдение диеты, гигиены, распорядка дня, прогулки на свежем воздухе – это было основным.

Самая большая часть медицинской темы в романе отдана хирургии, в первую очередь — экстренной, в одной палатке полевого госпиталя на соседних операционных столах оказываются Андрей Болконский и Анатоль Курагин.

Татьяна Шомина,куратор выставки «И клятву верности сдержали..»:
Если были какие-то очень серьёзные ранения конечностей – в этом случае сразу применяли ампутацию, иначе могло начаться заражение, анаэробная инфекция, тот самый «Антонов огонь», как её называли, то есть когда спасти человека уже нельзя. В частности Жан Доменик Ларрей – хирург Наполеона, так же как наш Вилье, которые были на Бородинском поле, прошли всю кампанию, так вон Ларрей как и Вилье провёл более 200 ампутаций только на поле боя во время Бородинского сражения и ампутировали они меньше чем за 7 минут.

Без наркоза, антибиотиков, — без перевязочных материалов, полевые хирурги пытались спасти жизни раненных в бою, при этом и русские и французские врачи оперировали всех попавших к ним стол, не разделяя пациентов, на своих и врагов, клятву верности профессии, медицине и ценности человеческой жизни они сдержали.