В гостях у программы «Утро в Петербурге» Михаил Татарников, дирижёр.
Дарина Шарова,ведущая: В этом году исполняется 80 лет со дня исполнения в Ленинграде Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича – великого произведения, отражающего не только волю ленинградцев к победе, но и их непреодолимую силу духа. Музыка, в каждом звуке которой слышны отголоски нашей истории.
Николай Растворцев,ведущий: Сегодня об этой грандиозной по своему масштабу композиции, подарившей надежду и веру не только жителям осаждённого города, но и всему советскому народу, мы поговорим с нашим гостем – дирижёром Михаилом Татарниковым.
Дарина Шарова,ведущая: Симфония состоит из четырёх частей, три из которых были написаны Дмитрием Дмитриевичем уже в осаждённом городе. Почему и каким образом, как вам кажется, с помощью музыки композитору удалось передать всю напряжённость этой смертельной схватки и весь героизм своего народа? Как это вообще возможно?
Михаил Татарников,дирижёр: Здесь несколько моментов, и все они очень интересные. Во — первых, самая известная тема нашествия, которую мы знаем, в стиле «Болеро», была написана Шостаковичем, как это ни странно, ещё до войны. Он потом её вставил в первую часть. Здесь есть момент предугадывания, предчувствия. Во время написания первых трёх частей он находился в городе, и многие помнят эти фотографии, когда он на крыше ведёт дежурство, следит за приближающимися самолётами врага, готов тушить зажигательные бомбы. Он всё это пропустил через себя. Последнюю часть он дописывал в Куйбышеве. По его письмам можно понять, что ему тяжело давался финал, потому что он был оторван от своего родного города. Но если мы вспомним финал, его последняя часть настолько жизнеутверждающая. Как-будто в победный посыл он сам немножко не верит, но он сам себя перебарывает и убеждает себя и слушателей ещё и ещё раз. Финал имеет огромное значение. Нашествие, гнев, победа сочетаются с рассказом простого любого человека из жителей блокадного Ленинграда. Какие-то чувства, воспоминания, ностальгия и даже чувство одиночества, которое тоже есть в этой симфонии. Сочетание большого и личного высказывания.
Николай Растворцев,ведущий: Возможно именно из-за этих выразительных средств произведение так сильно воздействует на своего слушателя?
Михаил Татарников,дирижёр: Умение обращаться сразу ко всем и отдельно к каждому – это то, что отличает великое произведение от менее великих.
Дарина Шарова,ведущая: Сегодня в 22.30 в эфире телеканала «Санкт-Петербург» можно увидеть концерт «Свеча памяти». Это произведение «Реквием» Моцарта в исполнении симфонического оркестра национальной оперной премии «Онегин» под вашим, Михаил, управлением. Почему, на ваш взгляд, это произведение так точно попадает в настроение таких памятных дат, как сегодняшняя?
Михаил Татарников,дирижёр: Реквием – это заупокойная месса. Когда мы вспоминаем кого-то из ушедших. Можно провести параллель с Шостаковичем. В своих письмах Моцарт писал, что пишет это как для себя. Он был болен и предчувствовал свою смерть, а ведь писал он это произведение по заказу. И в общем это произведение по заказу соединилось с его личным высказыванием. Каждый человек может найти в этой музыке свою историю, воспоминание своей жизни, историю своей семьи, что опять же отличает великое произведение от простого. И даже текст полностью можно подложить под историю блокадного Ленинграда.
Николай Растворцев,ведущий: Напомним, что перед исполнением и трансляцией великой симфонии Шостаковича наша армия провела мощную артподготовку, чтобы ни один вражеский снаряд не помешал музыкантам.