В гостях у программы «Утро в Петербурге» Татьяна Косоурова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.
Дарина Шарова,ведущая: «Пустые рамы, стены, покрытые инеем, а под ногами хрустят осколки разбитых окон», — именно так вспоминали сотрудники Эрмитажа годы Великой Отечественной войны. В июле 1941 года часть Эрмитажной коллекции была эвакуирована на Урал.
Николай Растворцев,ведущий: В Эрмитаже на было электричества. Свет был протянут от стоявшей тогда на Неве бывшей императорской яхты «Полярная звезда». Посреди залов были кучи песка, а в них лопаты, чтобы тушить «зажигалки».
Дарина Шарова,ведущая: Оставшиеся экспонаты, также, как и само здание, старались сохранить как могли. Сегодня сотрудники Государственного Эрмитажа также бережно хранят память о подвиге наших героев.
Татьяна Косоурова,заведующая сектором декоративно-прикладного искусства отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Хочу лично поздравить всех с этим праздником –торжеством русского духа, как я его называю.
Николай Растворцев,ведущий: Лично для вас эта дата имеет особое значение. Ваш отец Никодим Сергеевич принимал участие в прокладке кабеля по дну Ладожского озера, чтобы в городе была электроэнергия. Он вёл об этом дневник, однако, издать его ему не удалось. Но после полного освобождения Ленинграда от блокады кабель жизни подняли со дна Ладожского озера и использовали при ремонте городских линий. Большая часть этого кабеля проложена под Невским проспектом, но при этом часть этого кабеля хранится в Эрмитаже. Символично для вас. Рассказывал ли ваш отец подробности? Многие блокадники ведь не любили об этом рассказывать, обходили эту тему стороной.
Татьяна Косоурова,заведующая сектором декоративно-прикладного искусства отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Отец относился к этой категории людей. Он был молчуном, ничего не рассказывал, и все свои мысли оставлял в дневниках. Действительно он был причастен к этой засекреченной операции, государственной тайне. Известно, что самая тяжёлая зима была 1941-42 года, и потом, когда уже поняли, что Волховкую ГЭС не будут взрывать, чтобы она не досталась немцам, уже весной совет фронта уже принял решение обратиться в Ленэнерго, чтобы сделать проект, как дать свет Ленинграду.
Дарина Шарова,ведущая: Ваш отец Никодим Сергеевич Туманов принимал участие и в разработке проекта, и непосредственно в прокладке кабеля?
Татьяна Косоурова,заведующая сектором декоративно-прикладного искусства отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Да, к нему обратились, как к специалисту по кабельным делам. Он как раз отвечал за эту часть прокладки по дну Ладоги. Потому что метр кабеля весит 15 килограммов, и протянуть нитку от Кобоны до Осиновца одной длиной было невозможно. Поэтому он придумал, как разрезать кабель на куски и соединять такими металлическими муфтами, которые весили по 220 килограммов. Причём надо было обходиться материалами, которые были только в блокадном городе. Все операции велись ночью с помощью водолазов.
Дарина Шарова,ведущая: Это действительно грандиозная операция невероятного масштаба.
Николай Растворцев,ведущий: Эрмитаж действительно вне времени, и многие его экспонаты перекликаются с различными историческими событиями. Как вы считаете. Какие произведения искусства отражают блокадное время лучше всего?
Татьяна Косоурова,заведующая сектором декоративно-прикладного искусства отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Мне хочется напомнить зрителям о той первой выставке, которая произошла в ноябре 1944 года в Павильонном зале, где выставили те произведения, которые оставались в Эрмитаже. Академик Орбели – директор Эрмитажа пригласил гостей по Советской лестнице. Когда они вошли в зал, он восторженно воскликнул: «Чертог сиял!» Потому что освещение было полным, зажглись прекрасные хрустальные люстры. Действительно, это было торжество и разума, и победы.
Дарина Шарова,ведущая: Что это были экспонаты? Мы же и сейчас можем их увидеть?
Татьяна Косоурова,заведующая сектором декоративно-прикладного искусства отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Это мраморные скульптуры, и красивые вазы работы русских камнерезов. Всё это оставалось на своих местах. А в зале Юпитера на первом этаже среди античных залов, куда сносили предметы декоративно-прикладного искусства, были большие светильники, бронзовые бра, которые не успели уехать.