Евгения Чиркова,корреспондент: Деревня Кобона — одно из важнейших мест для жителей блокадного Ленинграда. 23 ноября 1941 года отсюда в осаждённый город, по неокрепшему льду Ладожского озера, ушла первая колонна с продовольствием. Так начала свою работу ледовая трасса Дороги жизни.
За самую холодную зиму 41-42 годов из Ленинграда в Кобону вывезли более полумиллиона ленинградцев: детей, женщин, стариков. Главными эвакуационными пунктами в деревне стали храм Святого Николая Чудотворца и кобонская школа. Измученные люди получали небольшую передышку перед долгой дорогой вглубь страны. Теперь здесь — музей, посвящённый «Дороге Жизни».
Евгения Чиркова,корреспондент: Памятник «Неизвестному водителю». Он соединяет в себе три символа: легендарную полуторку, ребёнка, эвакуированного из блокадного города, смотрящего с надеждой через распахнутую дверцу автомобиля. И тетрадный лист со стихотворением поэта Александра Городницкого.
Водитель, который меня через Ладогу вез,
Его разглядеть не сумел я, из кузова глядя.
Он был неприметен, как сотни других в Ленинграде, —
Ушанка да ватник, что намертво к телу прирос.
Памятник неизвестному водителю предложили поставить Никита Благово и Александр Городницкий — жители блокадного Ленинграда, которых 80 лет назад эвакуировали по Дороге Жизни.
НИКИТА БЛАГОВО,житель блокадного Ленинграда: Этот маленький эпизод по масштабам значимости для меня велик. От мастерства водителя, от его умения объезжать воронки, от того, как он правил этой машиной — они же по несколько рейсов делали — он заслуживает памяти.
В январе 1942-го началось строительство временной железнодорожной линии — от станции Войбокало в деревню Кобона. Всего за 2,5 недели проложили 35 километров железной дороги. 10 февраля сюда пришёл первый состав.
СЕРГЕЙ МАРКОВ,заведующий Музеем «Кобона. Дорога жизни»: Это имело огромное значение для Ленинграда. С 11 февраля 42-го года для детей стали отпускать 300 граммов хлеба в сутки. Естественно, для служащих, для солдат эта норма была увеличена ещё больше. С февраля месяца в Ленинграде смертность от голода стала снижаться.
Экспозиция музея рассказывает и об уникальной операции — прокладке электрокабеля по дну Ладожского озера. Он поставлял электроэнергию с Волховской ГЭС. Более 100 километров подводного кабеля — укладывали в основном, женщины и только ночью — из-за опасности авианалётов. По дну самого большого озера в Европе проложили и трубопровод для горючего. Таким образом, город снабжался топливом, а в полуторках освободилось больше мест для людей. На помощь в Ленинград прислали и колонну автобусов из Москвы — для эвакуации.
СЕРГЕЙ МАРКОВ,заведующий Музеем «Кобона. Дорога жизни»: В автобус помещалось больше людей. В мирное время 23 посадочных места. В условиях блокады в автобусе были сняты сидения. В Ленинград он вёз продовольствие. Из Ленинграда он вёз людей.
Этот автобус ЗИС-16 нашли в лесу в Кобоне. Его хотят восстановить — и поставить на территории музея. Сегодня деревня Кобона считается столицей Дороги Жизни. За время блокады по ней эвакуировали около полутора миллионов человек.