Корабли, танки и самолёты, военные артефакты и застывшие в движении люди с оружием в руках — перед нами новая панорама «Пропавшие в кинохронике».
АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ,корреспондент: Масштаб один к одному. Реалистичность деталей создаёт ту самую атмосферу, от которой «мурашки по коже». Это не декорации к фильму, а отдельная цельная экспозиция, над которой трудятся баталисты в пятом павильоне «Ленфильма».
ДМИТРИЙ ПОШТАРЕНКО,автор панорамы «Пропавшие в кинохронике»: Она о людях, связанных с кино, связанных с кадром. О тех людях, которые писали, собирали материал о Великой Отечественной войне. Ты оказываешься правда за кадром. За спиной человека, который для нас, для тебя, для меня делал ту самую киноленту.
АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ,корреспондент: Повествование начинается с 90-х годов. Это Невский пятачок, здесь мы видим дом, грядки, вот река Нева, милиционер. Поисковые отряды ведут раскопки и находят останки погибших солдат, оружие, гильзы — ими усыпана вся земля….
… И вот мы делаем шаг, это тот же самый Невский пятачок, но здесь идёт бой. Земля превратилась в кровавое месиво, лежат убитые солдаты, с поля боя уносят раненых, стоит разбитый танк, летят самолёты. Это осень 1941 года. Самое начало Блокады.
Пятнадцать разных тем, пятнадцать эпизодов. Длинный и долгий путь до Берлина из Ленинграда, Сталинграда, с Кавказа. Главные герои — люди с камерами и фотоаппаратами. Те, кто был свидетелем страшных событий.
МАРГАРИТА ПОПОВА,пресс-секретарь творческой мастерской «Невский баталист»: Нам было важно показать, что война происходила на разных территориях. Мы сейчас с вами оказались в горах Кавказа и здесь посетители видят эпизод по воспоминаниям Михаила Михайловича Боброва. Фигура присутствует на экспозиции, мы с ним были знакомы лично. Это почётный гражданин Санкт-Петербурга. Человек, который закрывал самые первые месяцы Блокады в трудные минуты для нашего города, например, шпиль Петропавловского собора.
АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ,корреспондент: Отдельная история — Блокадный Ленинград. В городе холод и страшный голод. А это Ижорский завод в Колпино. Бои идут совсем рядом, но несмотря на это жизнь продолжается, строят танки — «Всё для фронта! Всё для Победы!»
Площадь экспозиции — 2 квадратных километра. В течение полугода её создают художники, декораторы, монтажники. Сцены воспроизводят по фотографиям, воспоминаниям, документам.
АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ,корреспондент: Зеркало, шкафчик, рукомойник, шапка-ушанка — аутентичные предметы 40-х. Это большая работа команды реквизиторов, костюмеров, которые собирают всё буквально по кусочку. Со всей страны привозят.
СЕРГЕЙ ЗЕНЦОВ,художник творческой мастерской «Невский баталист»: Что-то есть здесь настоящее, вот допустим автомат ППШ — он вполне себе настоящий. Канистра вот. А самолёт, он сделан недавно совсем из тряпок. Это давно сложившийся коллектив, который набирался, как жемчужинки. Потому что каждый специалист в своей области.
На счету баталистов 17 панорам. Их можно увидеть в Ленинградской, Саратовской, Калининградской областях, в Белоруссии и даже на Сахалине.
ДМИТРИЙ ПОШТАРЕНКО,автор трёхмерных панорам: Формат трёхмерных панорам был придуман как наверно такое хобби, как увлечение нашим поисковым отрядом много-много лет назад. И фактически он стал новым музейным форматом в нашей стране, через который людям удобно доносить информацию о войне, которую мы пропустили через себя.
АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ,корреспондент: Здесь каждый сантиметр создан руками художников. В пятом павильоне «Ленфильма» работает 70 баталистов. Закончить должны к марту. Панорама «Пропавшие в кинохронике» обещает стать самой масштабной их работой.