ЮЛЯ ЧЕСНОКОВА,корреспондент: Согреть чаю, приготовить хоть какую-нибудь еду, помыться в конце концов. Всё это невозможно было без воды. За ней ленинградцы приходили сюда на Фонтанку к легендарной блокадной полынье. Отсюда на саночках везли воду для своих клиентов и сотрудники парикмахерской на Невском проспекте. Да-да, ведь в годы блокады парикмахерские в городе тоже работали!
АЛЕКСЕЙ ЕРОФЕЕВ,краевед: Естественно, они работали. Просто, когда рассказывают о блокаде, в основном говорят о нормах хлеба. Но тем не менее стричься было нужно, мыться было нужно, поэтому работали бани, работали и парикмахерские.
БЛОКАДНАЯ ПАРИКМАХЕРСКАЯ
Парикмахерская на Невском, 54 единственная не прекращала работу в годы блокады. Сюда заходили подстричься бойцы перед отправкой на фронт. А на соседнем кресле легко можно было встретить актрис из театра Музкомедии. Здесь они делали укладку перед спектаклем.
БЛОКАДНЫЕ БАНИ
Отдельным событием в годы блокады стало открытие общественных бань. В феврале 1942-го года вновь открыли свои двери Мытнинские. Топлива в городе не хватало. Работали они нерегулярно. Но какое же эта было счастье — смыть в едва тёплой воде копоть страшной блокадной зимы.
ЮЛЯ ЧЕСНОКОВА,корреспондент: Появились в блокадном Ленинграде и свои витамины. Их стали производить из еловых лапок. Тогда вокруг города росло очень много таких деревьев. И сколько же ленинградцев этот хвойный настой спас в своё время от цинги!
ВИТАМИННАЯ АПТЕКА
Витаминный завод по производству спасительного средства работал на 12-ой линии Васильевского острова. Хвою здесь превращали в лекарство от цинги. Лебеда и крапива спасала бойцов на фронте от куриной слепоты.
БЛОКАДНЫЙ РЕПРОДУКТОР
Если витамины поддерживали силы блокадников, то радио осаждённого города укрепляло дух его жителей. На углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы сегодня можно увидеть памятник блокадному репродуктору.
АЛЕКСЕЙ ЕРОФЕЕВ,краевед: Есть знаменитая фотография, когда ленинградцы стоят у этого репродуктора и слушают какую-то информацию. Может быть, голос Левитан что-то читает. Может быть, это Ольга Берггольц читает свои стихи. Если мы всмотримся в лица — лица просветленные. Уже явно дело идёт к победе!
БЛОКАДНЫЙ РОДДОМ
ЮЛЯ ЧЕСНОКОВА,корреспондент: И всё-таки жизнь в блокадном Ленинграде брала своё. В городе продолжали рождаться малыши. А в год, когда сняли блокаду, здесь в роддоме на Форштадтской на свет появились 2 000 маленьких ленинградцев.