Цель реформы, почему в первые недели она дала сбой и как избежать подобных ситуаций в будущем — в репортаже Антона Цумана.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «А теперь о самых обсуждаемых новостях этой недели. Конечно же, такой новостью стала реализация мусорной реформы, которая началась в этом наступившем году. Мусорная реформа — это требование федерального законодательства. Мы начали её реализовывать. Заниматься всем мусором у нас теперь будет НЭО. Звучит почти как имя главного героя из фильма «Матрица». Только это не матрица, а вполне реальная юридическая компания. НЭО расшифровывается как «Невский Экологический оператор». Ну, и конечно же работа этого НЭО вызвала много вопросов. которые теперь уже город как главный заказчик спрашивал у компании. Ну, например, почему особенно в северных районах города не вывозили долгое время мусор? Ответ — подвели подрядчики, у которых не хватило специализированных машин. А почему заранее не просчитали все возможные риски, ведь с октября прошлого года была такая возможность? Ответ — виноваты. Не учли масштабы проблемы. И таких вопросов к этому НЭО огромное количество. Но вице-губернатор, отвечающий за это направление в работе правительства города, жёстко поставил задачу. До 26 января исправить все недочёты. И отчитаться о проведённой работе над ошибками».
Валерий Пикалёв,вице-губернатор Санкт-Петербурга: «Если вы говорите, что сил и средств достаточно, значит к среде или четвергу следующей недели ситуация должна быть нормализована. Я прекрасно понимаю, что, несмотря на то, что логист докладывает, что все маршруты в информационных системах, которыми вы пользуетесь, всё возможно. Может быть, опять будут всплывать неизвестные места накопления. В целом ситуация в городе должна быть стабилизирована»
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Глава компании НЭО, которая занимается теперь мусором в городе, на этом совещании была немногословна. Сидела с опущенной головой. Как ученица на уроке, не выучившая урок. И с учётом тех проблем, с которыми столкнулись петербуржцы после нового года в плане вывоза мусора, это была единственно правильная реакция руководителя этой компании. Молчать и слушать. А потом надо будет начинать всё исправлять. Итак, новая система сбора и утилизации мусора. В чём её особенности? Какой она должна быть в идеале? И почему другого пути, чем реформирование этой системы, у нас нет? Об этом — в репортаже Антона Цумана».
Антон Цуман,корреспондент: «Вынести мусор — обычная бытовая процедура для каждого петербуржца. Но с другой стороны, это ещё и услуга. Вот она — строка «вывоз ТБО» за которую мы платим. И с 1 января эта услуга оказывается по совершенно новой схеме».
Спустя 3 года моратория Петербург присоединился к федеральной реформе по обращению с отходами. Суть такова: если раньше эта структура была разрозненной — управляющие компании нанимали перевозчика, а перевозчик независимо заключал контракты с полигонами и предприятиями, с первого января вся эта цепочка управляется и контролируется единым региональным оператором.
Осенью прошлого года такой оператор появился и у Петербурга. «Невский экологический оператор», он же «НЭО». 10-летним контрактом стоимостью в 131 миллиард рублей именно эта организация теперь в ответе за петербургский мусор. Генеральный директор — Екатерина Горшкова, которая в нулевых сделала головокружительную карьеру в «Петроэлектросбыте» — от юрисконсульта до главы компании всего за шесть лет.
Теперь и вывоз ТБО из жилищной услуги превратился в коммунальную — как электричество. Вывоз одного кубометра действующим с нового года тарифом оценён в 969 рублей 70 копеек. По нормативам 6,40 с квадратного метра жилплощади — удорожание на 20%. Поэтому неспроста ожидалось что петербургский «НЭО» начнёт с 1 января избавлять город от мусора так же лихо, как его экранный тёзка из «Матрицы» уклоняется от пуль.
Но реальность оказалась не такой радостной. Сразу в нескольких районах Петербурга тысячи жалоб на скопившиеся отходы. «НЭО» в лице гендиректора хотя ответственности с себя и не снимает, видит причину сбоя и в новогодних праздниках и в плохой уборке площадок, но особенно в том, что выбранные по конкурсу новые перевозчики просто не успели принять дела. Целого месяца, видимо, оказалось недостаточно.
Среди горячих точек: Невский, Приморский и Калининский районы. До реформы за них отвечал автопарк «Спецтранс №6». Но не смог победить в конкурсе. Старый перевозчик ушёл, а новый оказался не слишком расторопным. Но в администрации Калининского района уверяют, что ситуацию на данный момент удалось частично исправить.
А это Невский район, по словам директора жилищного агентства, у нового перевозчика оказалось всего 9 машин на два берега Невы. В ближайшее время ожидают подкрепление из новой техники, как на фронте. А пока выход видят в выстраивании взаимодействия между жилищниками и перевозчиками. Управляющие компании хоть и не отвечают за мусор, но содержание площадок на придомовых территориях — пока их зона ответственности.
Для водителя спецтехники Александра Корякина рабочий день начинается в 6 утра. Район Среднеохтинского проспекта — его рабочий маршрут. Задачи — приехать на площадку, сделать фотофиксацию, загрузить в мусоровоз содержимое контейнеров. Снова сделать фотофиксацию. И на следующую точку, и так до тех пор, пока есть куда загружать мусор.
Узкие улицы, припаркованные как попало машины — трудностей в маневрировании по дворам в зимний период хватает. Вот следующая точка. Шестикубовый контейнер, как его называют водители, «лодка». Подъезд перекрыт строительным мусором, который по закону должен утилизироваться отдельно, да кто ж его соблюдает. Да, в таких случаях срочно вызываются дворники из управляющей компании. Проезд освободят, но график уже нарушен.
Да, редко какое-либо нововведение работает идеально с первого раза. Тем более, цель всей федеральной реформы обращения с отходами построить прозрачную схему. По которой мусор с того момента, как попадает в мусорный бак, находится под строгим контролем. Включая перевозку и переработку. Именно переработку, а не хранение на полигонах, как было раньше. И, по мнению экспертов, это уже жизненная необходимость.
И это прямое следование мировым трендам в сфере обращения с отходами, к которым теперь присоединяется и наша страна. В Японии, например, рассортированные отходы сжигают при высокой температуре, получая строительные материалы, из которых насыпают новые острова. Австрия — европейский лидер по сортировке отходов. 96% мусора подвергается сортировке. Причём самими гражданами. Половина из всех отсортированных отходов подвергается вторичной переработке.
Петербург пока ещё только в начале этого пути. В данный момент имеется возможность сортировать лишь 30% городского мусора, отмечают в Комитете по природопользованию. Но в планах городских властей и регионального оператора в ближайшие несколько лет довести этот показатель до 80%.
До 2024 года в окрестностях Петербурга появятся 4 завода по переработке отходов. Один из них в районе Волхонского шоссе, на юге города. И это лишь подтверждение тезиса о том, что обращаться с отходами как раньше — невозможно. Отходы из проблемы становятся индустрией и личным делом каждого.
Поэтому вполне очевидно, что старая, непрозрачная, серая схема обращения с отходами, которая возникла на месте советской, должна уйти в прошлое. Вот главная цель реформы. И хотя первые недели она идёт в соответствии с поговоркой «первый блин комом», главное не переживать о совершённых ошибках. А сделать всё, чтобы избежать их повторения.