Особенности петербургской зимы: наступать внезапно, приходить стремительно, удивлять масштабами. О том, как город справляется с последствиями снегопада, и какими будут ближайшие три месяца, рассказывает Александр Лисицын.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«Но начинаем мы, безусловно, с самой обсуждаемой, самой непредсказуемой и, в то же время, конечно же, самой заметной новости этой недели. В Петербург пришла зима. Почти ровно, как и положено ей — по календарю. Не то, что в былые времена. Помните, как у Пушкина: «Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе. На третье в ночь…»

В этом году. 318-я зима за всю историю Петербурга пришла стремительно, ровно и точно в срок. Декабрь наступил — получите снег. О, сколько бы зим мы не наблюдали, они всегда приходят для нас внезапно. Вот, посмотрите. Кадры, которые мы снимали в городе. Ровно неделю назад. И чтобы понять всю стремительность наступления петербургских зим, сравним их с теми кадрами, которые мы снимали сегодня. Посмотрите. И найдите, что называется, 10 отличий.

Причиной такого стремительного наступления зимы стал циклон «Бенедикт», который пришёл к нам из Европы. Вы видите, как он выглядит на мониторе компьютера. Это картинка получена на основе данных космических спутников. Бенедикт с высоты похож на разноцветный и пёстрый восточный ковёр. Но это взгляд из космоса. А что в этот момент происходило на земле, в Петербурге? Как эта стихия изменила наш образ жизни? Например, выезжать на работу мы стали гораздо раньше, чтобы прорваться через зимние пробки на дорогах. Как на это испытание отреагировали коммунальные службы? И какой новый источник дохода появился после этих снегопадов? Очень много вопросов. Но вполне очевидно, что Петербург осенний и Петербург зимний — это два разных города. Давайте и посмотрим, как изменила наступившая зима наш город. Репортаж Александра Лисицына».

АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент:
«Зима в Петербурге в этом году наступила стремительно. В ночь с 29-го на 30-е ноября выпало 12 сантиметров снега, а за сутки — все 14. В итоге с утра петербуржцы пробирались на работу по сугробам. Зато у детворы появилось сразу несколько горок. Самая большая — здесь, на Гражданском проспекте».

Циклон «Бенедикт» пришел в Петербург всего на два дня. Автовладельцы и коммунальные службы гостю с севера были не рады. Зато многие петербуржцы просто наслаждались настоящим первым снегом. Отдельный вид зимних развлечений — кайтсерфинг на льду Финского залива. Чем не Майами?

Но все-таки кайтсерфинг — это экстремальный вид спорта, что называется, не для всех. Более традиционная, зато куда более массовая зимняя забава — хоккей на открытом воздухе.

Всего, по данным Комитета по спорту, в Петербурге есть 243 катка. При этом бесплатных площадок только 160, на всех остальных — от 500 рублей и дороже.

Хоккейная площадка на улице Савушкина. Местный житель Сергей Челноков. По профессии — детский тренер. Каждую зиму он сам заливает каток для местных мальчишек. Сейчас — чистит площадку. Снегопад работы прибывил.

Сергей говорит, что эта ежегодная дополнительная работа — для души. Как-никак, путь любого чемпиона начинается с хоккейной коробки во дворе, уж он-то знает. К тому же, заливка и содержание тех же хоккейных площадок даже на протяжении всего зимнего сезона не стоит каких-то космических денег.

СЕРГЕЙ ЧЕЛНОКОВ,инструктор Центра спорта Приморского района:
«На воду за сезон сюда надо потратить тысяч 5. Наверное, это на 3 месяца. Свет — тут смотря как расходовать, но если горит все всегда, плюс обогреватели, 15 тысяч. То есть на сезон надо тысяч 20, ну, и если будет обслуживающий персонал, к зарплате что-то добавить».

Если такого энтузиаста во дворе не находится, вся работа на совести районных центров спорта. Тут уж как повезет. К слову, никаких нормативов, сколько квадратных метров льда должно быть зимой в нашем городе, ни в каких документах не прописано. Как и отдельных нормативов по технологии заливки катков и хоккейных площадок.

Заваливший Петербург снег на этой неделе убирали не только на катках и хоккейных площадках. За два дня его выпало больше миллиона кубометров. Вручную справиться невозможно.

Хорошо, что есть уборочная техника, появившаяся еще в довоенном Ленинграде, она с каждым десятилетием становилась все эффективнее. Сейчас в распоряжении коммунальных служб Петербурга больше 1700 машин. И это уже не те ГАЗы из прошлого, когда металлические щетки для уборки улиц наматывались вручную и служили не больше суток.

Но даже в 21 веке совсем без ручного труда не обойтись. Первый тренд, а заодно и мем, этой зимы — дворникшеринг. Социальный эксперимент одного из городских жилкомсервисов. Желающим помочь в уборке города здесь готовы выдать лопату, жилет и 150 рублей за час работы. Ну как тут удержаться.

Сотрудники ЖКС рассказывают, что желающих попробовать себя в непростой профессии дворника — тут, кстати, нет никакой иронии — уже несколько десятков. Но большая часть соискателей инвентарь возвращают после первого часа работы. Все-таки, этот эксперимент, в первую очередь, про энтузиазм, а уже потом про возможность подзаработать.

АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент:
«Культура шеринга — в переводе с английского «делиться» — явления для нас, конечно, не новое. Самая популярная разновидность — каршеринг, аренда автомобилей. В последние годы у всех на слуху кикшеринг — то же самое, только с электросамокатами. «Дворникшеринг» — определение, разумеется, ироническое, без улыбки не скажешь. Но суть и правда та же — вот есть у тебя желание убрать снег у себя во дворе, например, на детской площадке, а инструмента, той же лопаты, нет. Пожалуйста — приходи, бери и работай».

А вот с очисткой кровли от снега, увы, так просто не справишься. Тут и специальная подготовка нужна, и альпинистское снаряжение. А вовремя не уберешь — на скатных крышах в центре города тут же образуются сосульки. Решение этой проблемы давно найдено — «холодный чердак».

Технология очень простая — изолировать все возможные пути, по которым теплый воздух может попасть на чердак и растопить снег на крыше.

АЛЕКСАНДР МУХТАРОВ,главный инженер Жилкомсервиса №1 Фрунзенского района:
«Тут под каждый участок трубопровода применяется разной толщины изоляция, она тоже из минеральной ваты, тоже фольгированная, но толщина везде разная».

«Холодный чердак», на самом деле, не только вопрос безопасности, но и экономии. Не надо вручную сбивать сосульки с крыши. Соответственно, квартплата меньше. В общем, сплошные плюсы, когда на чердаке минус.

Зима, так смело сменившая позднюю осень на этой неделе, кажется, только набирает обороты. Теперь остается гадать, а какой она будет: снежной и морозной или серой и промозглой? Тут даже синоптики бессильны.

АЛЕКСАНДР КОЛЕСОВ,начальник Гидрометцентра:
«Про город тяжело говорить. Вот сейчас много его, все говорят везде снег, а вот уберут его, встанет антициклон, и у нас будет голый асфальт опять. Вроде и мороз, а все равно голый асфальт».
ВАЛЕРИЙ МАЛИНИН,профессор Российского государственного гидрометеорологического университета:
«Я думаю, зима будет настоящей, потому что нам уже декабрь и характер сразу показал, и снег показал, и дальше этот снег будет продолжать идти».

Но какой бы ни была погода, город должен быть к ней готов. И к расчистке крыш и дворов, и к уборке улиц и тротуаров. Но и забывать про то, что это время — совершенно особенное для Петербурга, тоже нельзя. Этому франту, как ни крути, очень к лицу белый костюм, так что — зима идет, зиме дорога!

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«Но надо заметить, что эти дни были отмечены просто каким-то невероятным количеством событий и новостей, вызванных стихией. И не только в Петербурге. Например, на Сочи обрушился огромной силы шторм. Такой силы волн и ветра в Сочи не наблюдали почти 15 лет. А в Орловской области ураганный ветер повалил дуб, который, если верить преданиям, посадил ещё сам Иван Сергеевич Тургенев. Вот жил себе дуб, который видел ещё Тургенева. И нет теперь его. Только Тургенев остался в нашей литературе и в наших сердцах. А пока мы в Петербурге наблюдали снегопад за снегопадом, в Москве шёл такой дождь, почти тропический ливень. Хотя, казалось бы, где она – Москва. Совсем рядом с Петербургом. Рукой подать. Каких-то 700 километров. А такое впечатление будто бы разные полушария земли по погоде. И у других наших соседей, но только уже за границей, в соседней Эстонии, в Таллинне, из-за снега была парализована вся роботизированная система доставки товаров и продуктов. Бедные роботы просто застряли в глубоком снегу. Вот, посмотрите на их жалобный вид. Несчастные машинки, ставшие заложниками разыгравшейся стихии».