Композитор Эдуард Артемьев написал музыку к опере «Преступление и наказание». Над ней он работал 28 лет. Как ему удалось справиться с этой почти невыполнимой для музыканта задачей? Интервью программы «Пульс города».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «А теперь внимание. Сейчас мы вам хотим предложить одно очень интересное и увлекательное интервью. Дело в том, что на днях один из лучших отечественных композиторов Эдуард Артемьев представлял в Петербурге своё произведение. Музыку к опере «Преступление и наказание». Он 28 лет работал над этим проектом. В буквальном смысле «Музыку я разъял как труп. Поверил я алгеброй гармонию».
900 страниц партитуры. Как ему удалось справиться с этой почти невыполнимой для музыканта задачей? А как он писал свои знаменитые произведения к фильмам Тарковского «Сталкер», «Солярис», Михалкова «Свой среди чужих…», огромному количеству других фильмов. Их более двухсот. Давайте поговорим об этом с маэстро».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Эдуард Николаевич, я прочитал заголовки газет, посмотрел сюжеты. Все начинаются с одной и той же фразы: Эдуард Артемьев работал над музыкой 28 лет. Это же целая жизнь! Вопрос. Зачем?»
Эдуард Артемьев,композитор: «Мне навязали сначала эту работу. Кончаловский решил, что это буду я. И всё время давил. Личность Достоевского меня подавляла. В конце концов, я перестал писать. Это много раз было. Физически это ощущал. Зачем я согласился? Но дело зашло слишком далеко».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Поздно было возвращаться и бросать».
Эдуард Артемьев,композитор: «26 лет я занимался эскизами. Это правильно. С такой фигурой такой мощи. Достоевский – пророк. Последний пророк России. Я всё время перечитывал «Преступление и наказание». И однажды мне всё стало понятно, поехало с колоссальной скоростью».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «А что вы хотели сказать этим произведением?»
Эдуард Артемьев,композитор: «Я рассказывал просто историю. Никаких обобщений я не делал».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Есть такое утверждение: музыка начинается там, где заканчивается картинка, где заканчивается слово. Насколько вы согласны с этим утверждением? Что музыка – нечто больше, чем кино, чем живопись?»
Эдуард Артемьев,композитор: «Самое главное – музыка никак не связана с реальной жизнью. Она только создаёт образы. Если отбросить всё эстетическое наполнение, музыка – это существование звука во времени и пространстве. Вот и всё».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Музыка из фильма «Свой среди чужих…» Это шедевр. Вы можете рассказать, как создаётся шедевр?»
Эдуард Артемьев,композитор: «Занимательная история. В нетрезвом виде. Мы уже начали работать над этой картиной. Случилось, что Михалкова забрали в армию. Всё остановилось, через три дня он точно улетал. Мы разговаривали и выпивали. Но несильно. Поговорили, расстались. Я пошел домой. И в этом слегка подпитии я перебирал. В определенный момент я понял, что сыграл что-то такое любопытное. Я где-то летал в облаках. Не могу вспомнить, естественно. Но, слава Богу, вспомнил. Приём музыкантов – положить руки на инструмент. Мышечная память очень быстро возникает и исчезает. Но если её поймаешь… Так, по одной нотке пальцы меня вытащили. Дальше я восстановил остальное».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Вы ожидали, что будет такая популярность?»
Эдуард Артемьев,композитор: «Нет, что вы».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Расскажите об особенностях работы в кино? В чём главный секрет? У Тарковского вы были любимым композитором»
Эдуард Артемьев,композитор: «Когда мы с ним познакомились, он меня пригласил работать над «Солярисом». Мне он очень не понравился. У меня не было телефона долго. Пришла телеграмма: режиссёр Тарковский ждёт вас на студии Мосфильма. Он мне сказал: «Мне твоя музыка не нужна. У меня есть Бах. Мне нужно твоё понимание и ощущение звука. И чтобы из шумов ты сделал композиции». Я попал в свою среду сразу. Я уже с этим экспериментировал. Работа в «Солярисе» мне много открытий дала. Самая замечательная была проблема, только электронная музыка ещё начиналась, сочетание живого звука и электронного. Это всегда что-то параллельное, несоединимые стихии. Но вдруг всё запело, интересно стало. Здесь я понял роль пространства. Я теперь говорю так: нет привилегированных звуков. Есть только ощущение звукового мира. Я, кстати, прочитал «Солярис» уже после того, как сделал фильм. И был крайне разочарован. Он абсолютно бездуховная вещь».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Вы любите Петербург?»
Эдуард Артемьев,композитор: «Да. Такого города в России нет и не будет никогда. Это такое чудо. Шедевры сплошные, атмосфера неповторимая. Город уникальный».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «С какой музыкой ассоциируется у вас Петербург?»
Эдуард Артемьев,композитор: «Стравинский. Не знаменитые его «Петрушка», «Весна священная». А потом, когда он уехал, уже поменял свое вероисповедание, принял католичество – после этого я почувствовал это у Стравинского. Он явно об этом не думал».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «А какие смыслы вы хотели открыть публике вашим творчеством? Что вы хотели донести?»
Эдуард Артемьев,композитор: «В музыке никаких смыслов нет. Она никак не связана с реальным миром. Там есть образы. Дальше – каждый их по-своему раскрывает».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Продолжите после меня следующую фразу. Я, Эдуард Артемьев, каждый день встаю, иду, падаю, опять поднимаюсь, сжигаю сердце, нервы, ради того, чтобы…»
Эдуард Артемьев,композитор: «Реализоваться в самом себе. Каждый человек ощущает, что он внутри себя представляет. Не мыслью, глубинная душа – она работает всегда, она есть. Когда возникает гармония, тогда возникают гениальные произведения».