В гостях у программы «Утро в Петербурге» Александр Крюков, травматолог-ортопед.

Николай Растворцев,ведущий:
До официального прихода зимы осталось 44 дня. До первого снега и того меньше.
Дарина Шарова,ведущая:
Мы уже вовсю готовим сани, ледянки, салазки, ватрушки. Последние, кстати, очень популярны среди детей и родителей. Но на днях появилась информация о том, что в нашей стране детям до 12 лет могут запретить кататься на ватрушках. Главная причина – травмы.
Николай Растворцев,ведущий:
Можно ли сравнить по травмоопасности ватрушки с другими приспособлениями для катания с горок?
Александр Крюков,травматолог-ортопед:
Детский травматизм как был в зимний период, так и остаётся вне зависимости от приспособлений для спуска с горы. Когда тюбинг, то есть ватрушка, только появился, он считался самым безопасным. Поскольку камера обеспечивает амортизацию травматизма нет. Но наши люди любят экстрим. Поднимаются всё выше в горы, развивают большую скорость, поэтому маленький трамплин даёт высокий толчок. При приземлении это достаточно сильная нагрузка на позвоночник и шейный отдел.
Николай Растворцев,ведущий:
Главный момент получения травмы – это когда на горке присутствует трамплин?
Александр Крюков,травматолог-ортопед:
Да, это травмирующий фактор. Но есть и другие. Я сам катался на ватрушках, они есть у моих детей. Могу сказать, что к травмам в основном ведёт нарушение техники безопасности при использовании ватрушек. На трассе, где идёт спуск с ватрушек, должны присутствовать взрослые: один вверху, один внизу, а третий посередине трассы.
Дарина Шарова,ведущая:
Где же взять такое количество взрослых на одного ребёнка?
Александр Крюков,травматолог-ортопед:
Организация – самое сложное, что у нас есть. Дети катаются одни и травмируются. Если дети катаются со взрослыми, соблюдают технику безопасности, то и травм меньше.
Дарина Шарова,ведущая:
С какими травмами обращаются чаще всего?
Александр Крюков,травматолог-ортопед:
На сегодняшний день компрессионный перелом позвоночника – довольно частое явление. Раньше с ним обращались после беговых и горных лыж. Сейчас уже начинают обращаться и после тюбинга. Но это если люди катались на высоких склонах. Если это маленькая горочка во дворе, она не выходит на проезжую часть, нет деревьев и столбов, то трасса безопасна. А люди зачем-то идут в лес, раскатывают небезопасные участки, начинают кататься на наш русский авось, и возникает травматизм. Но я считаю, что если бы катались на санках, то было бы плюс минус то же самое.
Николай Растворцев,ведущий:
Что нужно делать, если вдруг случилось несчастье, и ребёнок травмирован?
Александр Крюков,травматолог-ортопед:
В зависимости от травмы. Если ребёнок не в состоянии сам подняться, затруднено дыхание, надо обеспечить доступ кислорода. Если травма минимальная, ребёнок сам встал и передвигается, но вечером говорит, что его тошнит, голова кружится, необходимо обратиться к врачу, исключить сотрясение головного мозга и черепно-мозговую травму. Лучше напрасно прокатиться к врачу, чем не поехать к нему и пропустить что-то серьёзное. Я часто своим знакомым рекомендую отвезти ребёнка в трампункт. Потом они мне звонят и говорят, что врачи сказали, всё ерунда, можно было не ехать. По телефону трудно оценить ситуацию, за чужого ребёнка сложнее отвечать. Дети не отвечают за свои поступки, за них несут ответственность взрослые. Важно, чтобы на горке с ребёнком был взрослый. Не отпускайте детей одних. Наверное, если закон о том, что дети до 12 лет не должны быть на горке одни, то это правильно.
Дарина Шарова,ведущая:
Почему именно до 12 лет?
Александр Крюков,травматолог-ортопед:
Мне сложно сказать, почему социологи выбрали именно 12 лет. Мы же знаем, что самые большие безумства совершаются в переходный период 14 лет, а в 16 – ещё больше. Лично я за оборудованные трассы, за специально оборудованные места. Считаю, что запрещать это не стоит, а следует увеличить надзор. Ещё всегда надо пользоваться инструктажем. То есть каждый вид транспорта подразумевает инструктаж. На ватрушке есть ремни, которыми надо правильно пользоваться, если надо – подтянуть. В ватрушке надо правильно сидеть, она должна быть по размеру. Этим мы исключим травматизм.
Николай Растворцев,ведущий:
Ваши чувства, когда вы видите, что родители надели на ребёнка кучу налокотников, наколенников, шлем, очки?
Александр Крюков,травматолог-ортопед:
В зависимости от вида спорта и транспорта есть определённая защита. Она не просто так. Мотоспорт – одна защита, ролики – другая. Если ребёнок не мобилен, то есть не способен сам спрыгнуть с ватрушки, увернуться, то излишняя амуниция только мешает. Снаряжение хорошо, когда оно необходимо. Излишние средства защиты не только мешают получить удовольствие, но и могут спровоцировать травмы. Очки могут запотеть, шлем сползти на глаза. Наверное, ребёнку не надо излишнее обмундирование.