Андрей Смирнов,ведущий:

В этом году исполняется 210 лет со дня рождения зодчего-новатора Романа Кузьмина, которого одновременно можно назвать знаменитым и забытым. Несмотря на свою вполне себе успешную карьеру архитектора, в ХХ веке его имя было практически предано забвению. Я предлагаю исправить эту историческую несправедливость, ведь будучи старшим архитектором гоф-интендантской конторы, ведавшей застройкой Петербурга и постройками дворцового ведомства, он подарил нашему городу немало прекрасных зданий.

Когда-то Северная Пальмира началась с маленького Домика Петра I. Он был срублен из обтёсанных сосновых брёвен солдатами-плотниками всего за три дня с 24 по 26 мая 1703 года. Через двадцать лет Доменико Трезини возвёл над Домиком деревянный футляр. В 1784 году его заменили каменным футляром-галереей, который в 1844-м Роман Кузьмин перестроил в каменный шатёр с застеклёнными арками под железной крышей, сохранившейся и поныне.

В конце 50-х годов XIX столетия Роман Кузьмин создал одно из своих программных произведений и один из самых заметных доходных домов Петербурга — вот этот доходный дом банкира Исаака Утина на Конногвардейском бульваре. Архитектор построил здание в стиле эклектики с элементами барокко. Новаторство Кузьмина заключалось в том, что впервые в Петербурге здание было завершено мансардным этажом с жилыми комнатами для прислуги. Высочайшее разрешение на строительство мансарды дал сам Александр II. Ну а лицевые фасады Дома Утина, решённые в пышных формах необарокко, ещё долго служили образцом целому поколению зодчих второй половины XIX века. Кстати, масштабную работу Кузьмина отметила и Академия художеств Императорского французского института. И тут же приняла архитектора в свои члены-корреспонденты. Хорошо, что уже в наши дни началась долгожданная реставрация доходного дома Утина.

Роман Кузьмин был одним из любимых архитекторов Николая I, который 40-е годы XIX столетия поручил ему очень важный заказ — перестройку Большого Гатчинского дворца. Зодчему было необходимо решить труднейшую задачу: в рамках старого здания перестроить боковые корпуса и создать там новые парадные и жилые, нарядные и комфортные помещения для царской семьи.

При перестройке дворца Роман Кузьмин также проявил новаторство. Помимо традиционного известняка, гранита, настоящего и искусственного мрамора архитектор использовал в качестве оригинального и главное огнеупорного строительного материала глиняные пустотелые кирпичи. Или как их называли в те времена — «горшки».

В Арсенальном каре большого Гатчинского дворца Роман Кузьмин создал самые разные помещения, продемонстрировав таким образом свою эрудицию и мастерство. Интерьеры были оформлены с использованием самых различных приёмов архитектурных стилей эклектики и историзма: неоготика, «второе» рококо, неоклассицизм и неоренессанс, — в котором оформлена эта знаменитая Мраморная лестница.

Арсенальный зал – самое просторное помещение Гатчинского дворца. Он находится на первом этаже Арсенального каре и окнами выходит в Собственный сад и внутренний двор. Место отдыха для семьи Николая I также cпроектировал архитектор Роман Кузьмин. В Арсенальном зале устраивались приёмы с трапезой, танцами и игрой. В зале находилось много интересного: демидовский магнит, орган, детская горка для катания на саночках, качели в виде лодки, бильярд, малая сцена для домашних спектаклей и множество чучел. В годы Великой Отечественной войны уникальное убранство интерьера Арсенального зала было практически уничтожено. Оккупанты устроили здесь обычный военный гараж. Реставрация Арсенального зала продолжалась последние 10 лет, в результате чего на свои исконные места вернулось много. Это и историческая живопись Шарлеманя, и знаменитая бронзовая скульптура «Лисинский медведь» и другие мемориальные экспонаты.

Завершились работы по перестройке загородной императорской резиденции оформлением вот этой дворцовой площади, а также открытием памятника отцу Николая I Императору Павлу I. Произошло это 1 августа 1851 году. Ну а архитектор Кузьмин за перестройку двух флигелей большого Гатчинского дворца, создание Арсенального каре и строительство в самой Гатчине Собора святого апостола Павла, по приказу Николая I был награждён орденом святого Владимира и премирован аж 10 тысячами рублей серебром.