АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий: Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца была заложена 8 августа 1745 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Домовый храм был устроен во флигеле дворца по проекту архитектора Саввы Чевакинского и чертежам Бартоломео Растрелли. Церковь связана с важнейшими событиями в жизни венценосных особ: здесь их венчали, крестили младенцев, среди которых были будущие императоры Николай I и Николай II. А во внутреннем убранстве храма присутствуют образы небесных покровителей Дома Романовых, включая святого благоверного князя Александра Невского.
НАТАЛЬЯ КОРШУНОВА,начальник отдела научной литературы и библиографии ГМЗ «Царское Село»: Для Елизаветы Петровны было очень важно, чтобы этот образ был написан в рост, чтобы Александр Невский представлен был в образе триумфатора. Так как это барочная живопись, мы видим некую театрализованную постановку фигуры. С одной стороны вот такие жесты — он прижимает руку к сердцу, другой он указывает на атрибуты поверженных врагов и голова его смотрит на небо, как бы обращаясь к Богу. Ещё такой нюанс: во он изображён в доспехе, но это доспех, который носили его враги. Потому что когда писался этот образ в середине XVIII века, не было науки о русском средневековом вооружении и не знали, как одевались русские витязи. Поэтому источником для написания доспеха служили западно-европейские гравюры XVII века.
АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий: Церковь Воскресения Христова — это не только памятник архитектуры и образец барочного решения православного храма, но ещё и памятник духовной культуры, связанный со многими значимыми для России и семьи Романовых событиями. Так в 1768 году здесь был отслужен молебен в знак выздоровления Екатерины II от недомогания, вызванного вакцинацией — первой в России прививкой от оспы. А в 1826 году в дворцовой церкви был выставлен для прощания гроб с телом скончавшегося в Таганроге императора Александра I, чьим небесным покровителем считается святой благоверный князь Александр Невский.
1 января 1779 года Екатерина II издала указ об учреждении Санкт-Петербургской губернии, по которому при Царском Селе строился и город София. Это также предполагал небезызвестный «Греческий проект» императрицы – геополитический план сокрушения Османской империи, раздела её территории и возрождения Византии в Стамбуле, бывшем Константинополе. В центре города София расположилась большая площадь с каменным Софийским собором. Его возводили как храм-памятник в честь побед в Русско-турецких войнах.
Это одно из первых строений в стиле русского классицизма. Проектными и строительными работами руководили Чарльз Камерон и Иван Старов. В XIX веке Софийский собор был отдан военным полкам, квартировавшим в Царском Селе. С тех пор собор поддерживает традиции, присущие полковому храму, а образ святого благоверного князя Александра Невского занимает в его убранстве видное место. Помимо икон внутри на западной части храма снаружи присутствует изображение ордена Святого Александра Невского с мечами.
В 1933 году Софийский собор был закрыт, возрождение и восстановление обители началось лишь в 1988-м. В июне 2013 года в нишах по сторонам главного (западного) входа установили и освятили бронзовые скульптуры князей Александра Невского (справа) и Игоря Черниговского (слева). Скульптуры изготовлены во Франции народным художником Армении Альбертом Аветисяном.
А ещё раньше, 12 сентября 1990 года, к северу от собора был освящён памятник святому Александру Невскому, работы скульптора Валентина Козенюка. Монумент установлен к 750-летию Невской битвы 1240 года. Он представляет собой часть проекта конной статуи, представленного скульптором на конкурс памятника великому князю в 1990 году и получившего вторую премию. Это бронзовый бюст на гранитном постаменте, над которым воздвигнута металлическая арка-сень. Итак, образ небесного покровителя Петербурга и Дома Романовых – святого благоверного князя Александра Невского теперь всецело присутствует в императорском пригороде Северной столицы.