На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Айвар Степанов, научный сотрудник Института археологии РАН.
Марианна Дьякова,ведущая: В рамках года Александра Невского центром подводных исследований Русского географического общества завершён первый этап комплексной экспедиции по маршруту генерала Караева. Исследования на Чудском озере проводятся совместно с центром подводного археологического наследия Института археологии РАН.
Михаил Спичка,ведущий: Подводные археологи поставили себе цель – установить место сражения русского войска под командованием Александра Невского с войском Ливонского ордена.
Марианна Дьякова,ведущая: Насколько актуальны исследовательские экспедиции спустя 800 лет? Что можно в принципе обнаружить, спустя столько лет на дне озера?
Айвар Степанов,научный сотрудник Института археологии РАН: Археология – это часть исторической науки, которая подтверждает события, описанные в летописях, методом поиска и обнаружения доказательной базы из материальных свидетельств тех времён. На сегодняшний момент много копий переломано на тему Ледового побоища. Кто-то отвергает это сражение, кто-то пытается принизить его значение, сочиняет места, где это происходило. Мы подходим к вопросу прагматично, используя современные технические средства, которые на сегодняшний момент доступны подводной археологии. Пытаемся найти материальные свидетельства, чтобы раз и навсегда поставить точку в этих спорах.
Михаил Спичка,ведущий: Летописи не называют точного места битвы. Единственным ориентиром является так называемый Вороний камень. Что это такое, и удалось ли обнаружить его местонахождение?
Айвар Степанов,научный сотрудник Института археологии РАН: Летописи абсолютно точно указывают место — «на узми». Но мы не знаем, что такое «узмь». И до недавнего времени мы имели несколько вариантов трактования, что такое Вороний камень. Один из ориентиров, мы считаем, был обнаружен экспедицией Караева. Мы это дело подтвердили, сделав тщательную трёхмерную съёмку и получив доказательства того, почему именно этот песчаник, которых достаточно и на берегу, и на дне озера, мог называться Вороньим. Он просто имеет форму птицы.
Марианна Дьякова,ведущая: Что ещё планируется подтвердить и опровергнуть в ходе экспедиции? Что вы надеетесь ещё обнаружить?
Айвар Степанов,научный сотрудник Института археологии РАН: Мы уже обследовали несколько мест, которые были версиями Вороньего камня. Обследовали отмель, где должны были быть остатки строительных сооружений. Пока мы определили только сложные геологические формы. Надо будет над ними ещё поработать. За время до следующего этапа те образцы, которые отобрали сотрудники университета имени Герцена и которые мы отобрали со дна (торф, корневища сосен на глубине два с лишним метра) будут отправлены в лабораторию для датировки. Мы будем представлять хронологический порядок подъёма уровня озера за 800 лет. Таким образом мы планируем уменьшить площадь съёмки, которая нам предстоит для выявления магнитных аномалий. Чтобы подтвердить факт битвы, нам нужны предметы вооружения, воинской амуниции. Для этого мы сделаем палеогеографическую реконструкцию. Она позволит нам понять, что такое «узмь» — третий из топонимов, который употребляется в летописи.