Самый дождливый город, город чудаков, медлительные жители и другие мифы — в репортаже Натальи Бандуриной.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«Ну, хватит говорить о феномене этого города. Давайте обратим внимание на стереотипы и штампы, связанные с нашим городом. Ну, например, что у нас самая дождливая погода. О том, что мы прекрасно знаем город, в отличие от москвичей. И о том, что мы никогда не скажем «булошная». Только «булочная». И никогда не скажем «дожь». Только «дождь», и никак иначе. И что мосты разводят только для туристов. Огромный набор фактов и стандартов, которые стилистически определяют такой феномен, как петербуржцы и их культура. Часть этих стереотипов и штампов полностью соответствует действительности. Абсолютно точно. Но не все. Где правда о нас? А где вымысел и миф? Давайте попробуем найти черту, разделяющую эти понятия. Тему продолжит Наталья Бандурина».

— Коротко о погоде в Петербурге. Завтра будет облачно с прояснениями, к вечеру пойдет дождь, температура воздуха опустится до 13 градусов тепла.

Прогноз погоды, на самом деле, в Петербурге можно не слушать. Точнее, так: прислушиваться, но действовать по традиции, а именно брать с собой зонт, даже когда звучит фраза «малооблачно», это ровным счетом ничего не значит. Где-нибудь в Колпино ветер будет деревья валить, а на пляже Петропавловской крепости продолжат загорать. Но стереотип такой действительно существует.

ПЕТЕРБУРГ САМЫЙ ДОЖДЛИВЫЙ ГОРОД

Считается, что солнце выходит из-за туч в Петербурге 72 дня в году, все остальное время или дождь, или облачность. В гидрометцентре за осадками наблюдают, ведут статистику. И вот научно обоснованный факт: мы, оказывается, не впереди планеты всей по количеству дождей. В Москве их примерно столько же.

АЛЕКСАНДР КОЛЕСОВ,главный синоптик Санкт-Петербурга:
«Москве достается большое количество осадков, но есть момент, мы говорим о сумме осадков. Наш климат и влияние Балтики сказывается. Достается одинаково, что Москве, что Смоленску, что Петербургу».

И все же погода — это такой же петербургский бренд, как Эрмитаж или Мариинка. В отличие от которых, в открытом доступе всегда. Перепады давления или просто беспросветная серость с октября по март не может не влиять на здесь живущих. С этим связан еще один миф о Петербурге.

ПЕТЕРБУРГ-ГОРОД ЧУДАКОВ

Вот эту троицу записал случайный прохожий, и тут же с хештегом «Это Питер, детка» Володя- рабочий шиномонтажа, кошка Уша и ручной ворон стали новыми героями соцсетей. Гуляют по набережной Пряжки. Здесь, к слову, недалеко старейшая психбольница города.

Необычная троица могла появиться только в Петербурге, стали писать многие. И, действительно, они будто родом из детских рассказов Хармса. Про то, как Володя дрессировал кота и птицу.

Вороненок упал из гнезда, а мужчина его подобрал и выходил. Да, птица выгладит немного облезлой, но это у него перья еще не выросли, говорит Володя, все необходимые витамины он ему дает. За это ворон выполняет команды.

Брошенного котенка кормил из пипетки, выросла дама с характером, но зато преданная. После смены идет с хозяином домой, ворона не обижает. Одним словом, живут все мирно и дружно.

ВЛАДИМИР ВОРОНЦОВ,рабочий шиномонтажа:
«Если говорят, что кошки, как женщины, то это женщина настоящая».

И это только одна такая история, а сколько еще тех, которые не попали на видео? За такими чудесами, необычностями, да и просто за тем, что принято называть петербургской атмосферой едут со всей страны. А еще за комфортом, про который больше всех известно москвичам.

ПЕТЕРБУРГ — ГОРОД ДЛЯ ЖИЗНИ

Георгий переехал в Петербург из столицы 10 лет назад. Да еще и работать стал в журнале футбольной команды «Зенит». Нонсенс. В свое оправдание говорит — бабушка родом с берегов Невы, но для местных он навсегда останется с клеймом «Москвич». Уже не обращает на это внимание, ведь он буквально с первых дней понял — это его город, других ему не надо.

ГЕОРГИЙ ПОВАГИН,житель Петербурга с 2011 г.:
«Мне просто здесь очень нравится, комфортно, этот ритм не быстрый, не медленный, он такой какой, должен быть. Мне здесь комфортно, я остался здесь жить. Конфронтация Москва — Петербург, она существует, это не стереотип и это правда».

Наверное, только москвич, который вырвался из своего садового, третьего транспортного кольца может оценить то, к чему мы уже давно привыкли.

Все, кто приезжает в Петербург из столицы, удивляются нашей медлительности. Что, мол, ходим мы все еле-еле, прибывая в задумчивости, особенно это заметно в метро. Эксперимент. Вот станция метро «Фрунзенская». В Москве тоже есть такая. Сейчас проверим, кто скоростнее. Наше метро или столичное.

ПЕТЕРБУРГ — ГОРОД МЕДЛЕННЫХ

Это моя подруга Полина, она живет в Москве. Полина спускайся вниз, засечем время, сколько у нее уйдет на спуск и поездку от станции до станции. И сколько у меня.

Понятно, что если бы я спускалась, к примеру, на станции метро «Адмиралтейская», глубина залегания которой составляет 86 метров, одна из самых глубоких в мире, то наверняка у меня бы на поездку в подземке ушло гораздо больше времени, а поэтому, некорректно сравнивать наше и московское метро. На тех станциях, на которых мы побывали с Полиной, разница во времени составила ± 10 секунд.

ПОЛИНА ПОЛЯНСКАЯ,житель Москвы:
«Я считаю, что все зависит от того, как ты себя чувствуешь. И этот ритм — дело привычки».

Считается, что в Петербурге все как минимум рождаются с томиком Бродского в руках, что Пушкина цитируют. На вопрос, где находится библиотека, ответит каждый.

ПЕТЕРБУРГ — САМЫЙ ЧИТАЮЩИЙ ГОРОД

— А где находится библиотека?

— Не знаю, я не местный.

И это такой своеобразный пароль. Ответил — свой, не ответил — чужой. Свой еще и проводит вас до библиотеки. Книжные магазины и правда никогда не бывают пустыми даже ночью. Читать мы и правда любим. Примерно так же, как и лениться.

Только у нас у памятника Пушкину в метро всегда живые цветы. И только у нас подраться могут в публичной библиотеке, и только у нас об этом потом расскажут в тик-токе.

Свою «петербургскость» местные возвели до статуса национальной идеи, считают многие. Эстетствующие мизантропы, тоскующие на берегах Невы. Это еще один городской миф.

ЛЕВ ЛУРЬЕ,писатель, историк:
«Петербург — это город, который четко делился всегда на сословия. Гвардейский офицер не знал, кто такая Ахматова, а она с Куприным не сидела, и их нельзя было представить, и эти старушки передавали это из поколения в поколение. Потомки вольных новгородцев, которые не знали крепостного права, здесь состав населения особенный, свободолюбивый».

Удивительная смесь чувства самоидентичности и приветливости, медлительности и доброты, простого и сложного, как улица Зодчего России. Мы ненавидим и любим одновременно наши дожди, а уезжая на день, ждем возвращения в Лучший город на земле. И это не миф.