Какие секреты хранят исторические здания? И можно ли разбогатеть, если стать кладоискателем? Репортаж Андрея Федорова.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«Теперь давайте поговорим о мифах и загадках Петербурга. Они стали одной из неотъемлемых черт нашего города. И вот один из них. Это клады Петербурга. Безусловно, есть все основания говорить о том, что Петербург наполнен кладами. Как может быть иначе, ведь до революции Петербург как столица Российской Империи был одним из самых богатых городов Европы. А с учетом революций, экспроприаций, потрясений, которые переживала городская элита, можно предположить, что этих кладов действительно много. Это так и не совсем так. На самом деле, основные находки были сделаны в 70-е  и 80-е годы, когда город очень активно перестраивался. Чуть меньше находок было сделано в 1990-х. И, наконец, 2012 год. Когда был обнаружен клад Нарышкиных. Его стоимость тогда оценили почти в 10 млн евро. Но мне кажется, все самые главные клады, которые мы можем найти, еще ждут своего часа. И эта мысль будоражит воображение многих. И многие не оставляют надежду их найти. Итак. Петербург для кладоискателей. Репортаж Андрея Федорова».
АНДРЕЙ ФЕДОРОВ,корреспондент:
«Имперская столица, окно в Европу и крупный морской порт. Сюда всегда тянулись купцы, мореплаватели, промышленники и аристократы со всего мира. И именно здесь они растеряли свое имущество. В 1917-м Петербург становится не только колыбелью трех революций, но и настоящим городом сокровищ».

В это время и появляются городские клады. Прятали от большевиков много, а забрать, по разным причинам, уже не получалось. Самое большое количество схронов — в доходных домах. Скрывали нажитое на чердаках, в подвалах, печах и каминах, чуланах и стенах. Все, от чайных сервизов до царских червонцев и облигаций. Найдено, по версии кладоискателей, не более половины.

ОЛЕГ СОКОЛОВкладоискатель:
«Одно из самых распространенных мест, где прятались клады, это пардон, отхожие места, бросали туда. Ну, и колодцы. Почему? Да там сложно было найти. Но хозяева раз в несколько лет чистили и туалеты, и колодцы. Так что им вернуть свои сбережения было достаточно просто».

Самая большая волна находок пришлась на советский период. Во время реконструкции исторического центра города в газетах почти каждую неделю появлялись статьи о сокровищах. А Эльдар Рязанов, видимо, вдохновившись, снимает своих «Итальянцев в России».

Самая нашумевшая история – золотые слитки Морозовых в здании Гостиного двора. Под ногами строители обнаружили 114 килограммов золота.

А крупнейшим принято считать клад Нарышкиных. Две тысячи артефактов более ста лет хранились в потайной комнате.

АНДРЕЙ ФЕДОРОВ,корреспондент:
«Но больше всего будоражат воображение еще не найденные клады, те, о которых ходят легенды. Например, под основанием Александровской колонны, якобы, зарыты золотые монеты и ящик с шампанским. Вот только добраться до него не получится. Та же ситуация со зданием Биржи. Говорят, при ее строительстве, на удачу, под четырьмя углами, положили по золотому слитку. Немного золота спрятали и в Большеохтинском мосту. Не исключено, что из него сделана одна из заклепок. Ее закрасили краской, теперь попробуй найди из тысячи подобных».

Хотя это лишь городские легенды. Наравне с теми, что ходят про бывший особняк Кшесинской или о даче Фаберже. С одним отличием. Здесь клады на самом деле были и, скорее всего, не один. Но их давно откопали.

ВСЕВОЛОД ПЕЖЕМСКИЙ,руководитель археологического клуба:
«После революции, когда порядка особого не было, огромное количество людей с огромным количеством лопат частым гребнем прошлись здесь и нашли все, что можно. И все, что связано с Фаберже и с другими семьями. Очень большое количество было разграблено. Люди искали и понимали, что им за это ничего не будет».

Сравнивают старые и новые карты, ищут несовпадения и сканируют территорию уже другие поисковики. Те, кто сменили удочки на металлоискатели. Теперь за городом, на месте бывших деревень, бывшие рыбаки копают не червей.

Подобных находок в полях пока еще много. Встречаются шведские и даже японские монеты. Вот только сделаны они из меди и стоят копейки. А искать что-то по-настоящему ценное можно годами.

АНДРЕЙ СКИТкладоискатель:
«Точно так же, как выиграть в лотерею. В лотерею можно озолотиться? Можно! Но кому повезет? Одному из миллионов. Здесь та же история. Тысячи находят ерунду, которая останется на память, а один может и настоящий клад поднять. То есть, теоретически-то можно, а практически – нет».
АНДРЕЙ ФЕДОРОВкорреспондент:
«Они — ценности, сокровища — тонули. И достаточно часто. Согласно последним данным, в акватории Финского залива покоятся 11 тысяч затонувших кораблей. Нашли пока лишь 600. Вот оно — самое крупное хранилище неисследованных артефактов».

Торговые корабли сковывало льдами, они погибали при наводнениях и во время штормов. На дно уходили вместе с драгоценными грузами, которые с больших глубин, в те времена, даже не пытались поднять.

Не поднимают на сушу содержимое трюмов и сейчас, а лишь исследуют. Русское географическое общество составляет реестр затонувших кораблей. Проводить раскопки запрещено законом. Исключение – немецкое судно «Архангел Рафаил», пролежавшее под водой почти три века. Археологический объект могло разрубить винтами современных танкеров. «Флинтовских» сундуков с золотом на борту не нашли, но они, наверняка, есть на других подобных объектах.

АНДРЕЙ ЛУКОШКОВруководитель проекта «Тайны затонувших кораблей»:
«1750 год. По Неве шла барка с налогами, собранными в Новгороде. Там было 56 бочек монет. И она утонула прямо напротив Смольного монастыря. Сержант организовал водолазные работы и все поднял. И мы знаем об одном успешном деле, а сколько таких барж могло еще утонуть, например, в Ладожском озере?»

Элемент от старой ограды летнего сада – находка необычная, но ценности не представляет. Любители магнитной рыбалки тоже ищут сокровища. В темных городских водах вылавливают телефоны, ключи и горсти мелочи, которую туристы бросают в реки и каналы. Но самые частые находки – трубы, арматура и провода. Проверено на себе.

ВАЛЕНТИН ФОКИНлюбитель магнитной рыбалки:
«Вот таких приколов очень много. В день можно вытащить до тонны железа. А это 8 — 10 тысяч рублей. Лови, пожалуйста!  А если вас много, очень даже, то основным заработком это, конечно, не сделать. Я получаю удовольствие от этого».

Петербург всегда был окутан тайнами и легендами о кладах, которые продолжают искать до сих пор. Хотя, самые ценные сокровища давно найдены. Это наши уникальные музеи и театры, неповторимая архитектура и богатая история. Именно они делают Петербург настоящим городом сокровищ.