Крейсер «Аврора» — подводный небоскреб. По Дворцовой площади гуляют динозавры. Достоевский — герой стим-панка. Как видят наш город современные художники — в репортаже Александра Лисицына.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь давайте поговорим о том, как Петербург находит отражение в живописи. Петербург рисовать — это одно удовольствие для художника. Гармонию и совершенство показывать несложно. Ведь они уже есть. Главное, точно отобразить. Но мы знаем Петерубрг 18-го века. По литографиям. Представляем себе, как он выглядел в 19-м веке по великим полотнам классических живописцев. И детально изучаем наш город 20-го века по фотографиями и видеозаписям. Но каким будет образ нашего города в 21-м веке? В век цифровых визуальных средств, которые полностью позволяют стереть границы между реальностью и вымыслом? И это будет образ уже нового Петербурга. А какой это будет образ? И какой он есть уже сейчас? Об этом — в репортаже Александра Лисицина».

Кадры картинных галерей Русского музея. Классическая музыка. На картинах – классический академический Петербург.

АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент:
«В коллекции Русского музея всего около 16 тысяч картин. Это лучшее, что было создано нашими художниками за 800 лет. На многих мировых шедеврах — сам Санкт-Петербург».

Художники прошлого, создавая классический образ самого, по выражению Достоевского, умышленного города земли, использовали разные техники. Перед современными цифровыми художниками стоит другая задача – создать образ Петербурга будущего. И это уже самый вымышленный город мира. Выполненный в единственно верной технике – технике на грани фантастики.

Цифровому художнику Алексею Андрееву повезло. Он живет сразу в двух городах. Первый –  настоящий Петербург, дарит вдохновение для второго Петербурга, созданного полетом фантазии.

В специальном альбоме фантастические картины оживают, если навести смартфон. Но эффект зазеркалья не исчезает и без мобильного приложения. Один из любимых образов — крейсер «Аврора». Как будто в Петербурге снимали «Бездну» Джеймса Кэмерона.

Ну, или Медный всадник, который спешно покинул гром-камень, словно, испугавшись чего-то необъяснимого.

АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент:
«Это раньше анекдот – «а какова вероятность встретить динозавра на улице? 50 на 50, либо встречу либо нет» – вызывал улыбку. Новое цифровое искусство дает совсем другие цифры: 100 процентов, обязательно встречу. И не где-нибудь, а прямо на Дворцовой площади».

Это новое поколение петербургских цифровых авторов, которое и за художников-то не все считают. У них как правило нет профессионального образования. Их не встретишь с мольбертом у Екатерининского сада. Ноутбук, а то и вовсе смартфон, вместо кистей. Пиксели вместо красок. Инстаграм – вместо экспозиции в музее.

Вроде все те же коммуналки и новостройки, разводные мосты и белые ночи. Но по небу важно проплывают гигантские черепахи. Во дворе приземлился голубь, размером с многоэтажку. В канализации живет огромный осьминог. Эти фантастические зарисовки выглядят как настоящие. И реальная жизнь города наполняется абсолютно другим — параллельным смыслом.

ВЛАДИСЛАВ ИВАНОВ3D-дизайнер:
«Сначала ты просто идешь по улице, снимаешь на телефон какие-то локации, уже потом, дома, перед ноутбуком, что-то рождается. Ты думаешь, ага, вот здесь у меня будет такое-то существо».

Петербург Ильи Тихомирова знает, пожалуй, каждый, у кого есть страничка в социальных сетях. Альтернативные гербы районов. Петербургский метрополитен. Зарисовки городской жизни. Это уже не графика на грани фантастики. Это ироничный взгляд на наш город. К каждой картинке художник пишет текст. Так что и здесь нужно читать между строк.

ИЛЬЯ ТИХОМИРОВ,иллюстратор:
«Картинки, давайте так, они не о местах, они о людях в первую очередь. Неважно, что там нарисовано. Петербург – это что такое? Это люди, здания и транспорт. Но люди – на первом месте».
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент:
«Очевидно, что цифровые художники ломают классический образ города. Петербург Пушкина, Петербург Гоголя, Петербург Достоевского, кажется, на глазах теряют актуальность. Но если взять «в союзники» одного из русских классиков – эффект будет совершенно непредсказуемым».

Зима. Петербург после апокалипсиса. Достоевский живет в голове собственного памятника. За ним охотятся агенты — явная отсылка к тайной канцелярии. Спасает писателя Соня Мармеладова с бластером наперевес. Как говорится, как тебе такое, Виссарион Белинский?

Над клипом «Идиот» Вячеслава Бутусова работали полгода и на три страны. Рок-музыкант из Петербурга, режиссер и аниматоры – с Кипра, художник – из Камбоджи. Может, поэтому этому гремучему визуальному коктейлю во вкусе не откажешь.

Академия Художеств. Пожалуй, самое подходящее место, чтобы выяснить, а какое будущее ждет классическую живопись. Тем более, каждый год здесь выпускают со всех факультетов почти триста молодых художников.

На холсте или в цифре – Петербург в любом случае будет в центре внимания любых художников. А там, кто знает, может, через еще 318 лет эти картины параллельного мира будут считаться лучшими образцами классического искусства 21 века.