Когда солнце опускается на 7 градусов ниже горизонта, ночь превращается в непрерывные сумерки. Такое происходит на широтах близким к 60-ти градусам и выше. Географическая широта Петербурга — 59 градусов и 56 угловых минут. И здесь это время мы называем белыми ночами. Репортаж Ивана Уварова.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Теперь давайте чуть более пристально изучим еще один, как говорят в туристической индустрии, бренд нашего мегаполиса. Белые ночи. Ничего, кстати, удивительного в самом явлении нет. Эффект белых ночей можно наблюдать в 40 городах России. От Норильска до Магадана. И 20 городах Европы. Возьмите Хельсинки, Стокгольм и далее по списку. Но почему-то белые ночи ассоциируется именно с Петербургом. Почему? Откуда эта традиция пошла? И в чем загадка белых ночей? Тех, когда одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса. Вот что такого волшебного и неповторимого происходит в этот момент? Давайте посмотрим репортаж, который подготовил Иван Уваров. И мастерство Ивана заключается в том, что он снял историю про белые ночи без самих белых ночей. Потому что их пока нет. Они наступят, чуть позже. Но расскажем о них мы сейчас. Итак, вот наш репортаж про белые ночи без белых ночей».
ИВАН УВАРОВ,корреспондент: «Когда солнце опускается на 7 градусов ниже горизонта, ночь превращается в непрерывные сумерки. От заката до рассвета. Такое происходит на широтах близким к 60-ти градусам и выше. Географическая широта Петербурга 59 градусов и 56 угловых минут. И здесь это время мы называем белыми ночами».
Их всего 23. Когда наступает первая, точно сказать не могут даже ученые. Но совершенно точно можно определить: период белых ночей уже начался!
СЕРГЕЙ СТАФЕЕВ,профессор физико-технического факультета Университета ИТМО: «Вот сегодня солнце взошло здесь, в полдень оно было здесь, а зайдет оно вот здесь. И вот этот сектор маленький — это и есть ночь».
И пусть пока солнце уходит за горизонт ближе к полуночи. Ночи, прямо скажем, чересчур ветреные и дождливые. Атмосфера белых — уже пришила в Петербург!
Комната в типичной коммунальной квартире на Рубинштейна. Самой шумной улице города — особенно в белые ночи. Здесь 30 лет жил Довлатов. За этим столом вместе со своим другом Бродским он распивал портвейн. Традиционно в конце мая — начале июня. В период белых ночей.
ИВАН ЭЙХЕНБАУМ,исследователь Петербурга: «Здесь есть один большой плюс — окно выходит не на Рубинштейна. Да, и можно действительно слышать, как в соседней Финляндии падают ложки, как писал Бродский».
Время, когда город начинает жить по-новому. Время, когда на улицах Петербурга может происходить все, что угодно. От пресловутой лирики и романтики. До мистики и невероятного вдохновения.
Белые ночи — особый источник вдохновения. В русской литературе все началось с Пушкина. И закончилось Достоевским. Бренд Белых ночей Петербургу как раз подарила эта повесть Достоевского. Вернее, ее экранизация.
1957-й год. Европа. Как бы сказали сейчас, в кинопрокат выходит картина Висконти «Белые ночи». Действие, правда, перенесено в Италию. Но эта история так влюбила в себя европейского зрителя, что тот, прочитав Достоевского, понял: белые ночи в Петербурге — это прекрасно!
В конце мая они приходят не только в Петербург. В 40 городах России, находящихся практически на одной широте, солнце, как говорят ученые, садится не глубоко.
Чем ближе к полярному кругу, тем светлее ночью. Полярный день — вот, что может быть прекраснее белых ночей. Так говорят в Норильске.
— Анжелика, здравствуйте! У нас сейчас полночь. А у вас я вижу так светло, будто днем. У вас в этот период так всегда?
АНЖЕЛИКА АНДРИЕВСКАЯ,житель Норильска: «Да, у нас солнышко, ты выходишь в 2 — 3 часа ночи, и на улице солнышко. Даже есть такая условно своя ночная жизнь, но на самом деле, она такая ночная-дневная. Полярная ночь — тяжелое время суток для города, а когда появляется солнце, то люди сначала радуются: пришло солнце, мы вышли из тьмы, а потом стараются принять этот режим».
В соседней Финляндии тоже в это время полярный день. В самых северных районах солнце не заходит за горизонт 70 суток. В это время финны не спят. И не гуляют. А молча созерцают.
Созерцать красоту Петербурга в период белых ночей нужно под утро. Так делает фотограф Юрий Молотковец. В это время свет становится уникальным. Мягким. Он, словно субстанция, обволакивает город. И даже дождь этому не помеха.
ЮРИЙ МОЛОТКОВЕЦ,фотограф: «Свет — главный инструмент фотографа, свет белой ночи — уникально нежный, очень мягкий субстанция обволакивающая все, но этим нужно научиться пользоваться. Невооруженным взглядом видно, что здесь больше чем 50 оттенков серого, даже выходит на белый, хорошо смотрится золото на этом фоне».
ИВАН УВАРОВ,корреспондент: «Белые ночи — это не только особая температура света. Это еще и идеально выверенная линия горизонта. Над которой возвышаются разводные мосты. И все это создает особую магию. Магию белой петербургской ночи».
И вот, когда наступает утро. Понимаешь, что белая ночь в Петербурге — это не просто астрономическое явление. И не просто бренд или особая атмосфера улиц в конце мая — начале июня. Не просто особый свет, музыка и разводные мосты. Белые ночи в Петербурге — это целый мир. Мир, в котором мы живем. И имя этому миру — Петербург.