74 года назад в Ленинграде показали фильм-сказку «Золушка». Тогда это была не просто премьера – нечто большее. Людям подарили надежду. О том, как снимали фильм в Ленинграде, который только восстанавливался от всего пережитого, о подвиге режиссеров, операторов, актеров, сценаристов – репортаж Натальи Бандуриной.

На киностудии Ленфильм сняты тысячи картин, но среди них есть одна, благодаря которой мы сегодня такие, какие есть. А цитаты из фильма стали чем-то вроде пароля «свой – чужой».

Наталия Бандурина,корреспондент:
«Моя любимая фраза – это, конечно, «очень, очень вредно не ездить на бал, особенно когда ты этого заслуживаешь». 74 года назад в Ленинграде показали фильм «Золушка» это была не просто премьера, а нечто большее – людям тогда подарили надежду».

Ленинград, 46-й год. Из Невы, кранами достают затонувшие во время войны корабли, только-только снята морская блокада города. В послевоенном городе орудуют банды – грабят, отнимают карточки, с продовольствием все еще сложно. А на «Ленфильме» заседает худсовет, на повестке- отснятый материал фильма-сказки. Еще раз – сказка в полуразрушенном городе! Эту уникальную стенограмму мы показываем впервые. Ее сохранила внучка писателя и автора сценария фильма- Евгения Шварца.

– А что не нравилось?

Мария Крыжановская,внучка писателя Евгения Шварца:
«Ну, самое курьезное, что золушка не любит трудиться, вместо этого она хочет на бал»

Фамилии – сплошь золотой фильмофонд: Козинцев, Эрмлер, Шапиро. Больше всех от мэтров достается Раневской: «Самое плохое – это Раневская, играет безграмотно, это из рук вон плохая, провинциальная манера передачи. Не понимаю, как такая актриса могла сделать такую плохую работу».

И это при том, что эта роль одна из лучших Фаины Георгиевны. Да и зритель буквально с первого взгляда влюбился в эксцентричную, взбалмошную особу. В ней увидели соседку по коммуналке, продавщицу продуктового киоска.

Добрая застенчивая девочка с широко раскрытыми глазами- Янина Жеймо- Золушка и в жизни была такой же чистой и открытой. И ведь здесь ей почти 38 лет. Вот уникальное фото со съемочной площадки. Режиссер Надежда Кошеверова видела в этой роли только ее, отбивала все нападки комиссии, да и самой было обороняться от чего: «Что касается оператора, мне очень понравились два последних крупных плана Яни и не понравились первые полукрупные, в которых слишком засвечено лицо, что ее старит».

Наталия Бандурина,корреспондент:
«Знаменитый первый павильон Ленфильма. Здесь и сейчас идут сьемки. А тогда, в далеком 46-м, здесь были выстроены декорации сказочного замка. И в холодном неотапливаемом зале Золушка танцевала на балу».
Татьяна Пилецкая,народная актриса Российской Федерации:
«И вот я увидела: Раневскую, Гарина, Жеймо. И я могу сказать, что перед каждым крупным планом ее гримировали, чтобы личико было свежим. Ведь это были именины сердца».

Народная артистка Татьяна Пилецкая на сегодня единственный свидетель и участник тех сьемок. Вот она танцует в массовке. В цветной версии фильма, а его, как известно, раскрасили, у нее розовое платье, на самом деле оно было голубым.

В руках у костюмера – наряд мачехи, в котором она выходила на бал, платье воссоздали художники Театра музкомедии имени Акимова. Именно Акимов был автором эскизов костюмов на картине.

Уже 4 года с успехом на сцене театра идет спектакль по той самой пьесе Шварца, и каждый раз и взрослые и дети становятся свидетелями настоящего чуда.

Алексей Фрадин,директор театра им. Н.П. Акимова:
«Когда родители приходят смотреть этот спектакль с детьми, у всех добрая ностальгия. Герой Золушка для них знаком, но они смотрят как новое произведение».

Счастье, что в далеком 46-м году худсовет, на котором решалась судьба Золушки, все-таки вынес положительный вердикт. И теперь эти замечания, что король слишком инфантильный, а главная героиня, видите ли, хочет на бал, вместо того чтобы работать, вызывают улыбку.

В 46-м году Золушку ставят и в Мариинском театре. Оказалось, что эта незатейливая сказка про то, что труд вознаграждается, что можно найти своего принца, оказалась самой нужной в тот момент.

Габриэлла Комлева,народная артистка СССР, балетмейстер:
«Очевидно, что люди выжили, потому что они верили в чудо. А сегодня тоже надо верить в чудо».

К слову, из двух хрустальных туфелек Янины Жеймо поистине сказочного 31-го размера, сохранилась только одна. Потерялась прямо как в сказке. А это значит, ее обязательно найдет принц, только надо помнить, что никакие связи не смогут сделать ножку маленькой, душу большой и сердце справедливым.