Кто называет Санкт-Петербург «Питером» и как к этому относятся настоящие петербуржцы? Репортаж Ивана Уварова.
Иван Уваров,корреспондент: «Кто-то едет в Петербург, а кто-то в Питер. Никакого блеска и величия. Просто и лаконично – Питер. Так говорят в основном те, кто прибывают сюда, на Московский вокзал из столицы. Кажется, что здесь и превращается Петербург в Питер, а Питер – в Петербург».
Питер и Петербург. Две вселенные. Два города. Которые никогда не пересекались и вряд ли пересекутся. Питер и Петербург.
В этой битве между Питером и Петербургом, организованной нами на одном квадратном метре Московского проспекта, все же побеждает Петербург.
Если хочешь стать своим в Питере (не путать с Петербургом), для начала обязательно изучи неформальную карту этого города. Ее автор – краевед Алексей Ерофеев. Проводит экскурсию. По площади Стачек. Так сказали бы в Петербурге. А вот в Питере…
Алексей Ерофеев,краевед, член топонимической комиссии Санкт-Петербурга: «Это «нары», есть у нас такие называния, как «болты» – Балтийский завод, Кировский завод – «кирза». А это «нары». Я никогда сам такого названия не употреблял. Это, скорее, маргинальные слои общества так выражаются».
Он собирал эти исключительно питерские топонимы 20 лет! Невский проспект — в карте значится как «Брод», это от слова Бродвей. А Чернышевская, например, Чернуха. Здесь вполне могли появиться "булошная" или какая-нибудь "скушная". В общем, совсем не по-петербуржски. А как в Москве…».
Отправляюсь гулять по Петербургу, правда, с поправкой на неформальную карту Питера. Вот первый адрес.
Квартира филолога Валерия Ефремова. Он как настоящий петербуржец, считает что Питер — удел тех, кто предпочитает сниженный вариант лексики. Так было всегда. Классика тому подтверждение.
Валерий Ефремов,доктор филологических наук: «Уже в 19 веке фиксировалось слово «питерщик». Оно использовано у Некрасова в «Кому на Руси жить хорошо». Это крестьянин, который уезжал на работу в Петербург. Не петербуржец, не питерец, а именно «питерщик». От этого сниженного варианта».
Встретить «Питер» на страницах русской классики можно и у Фонвизина в первой редакции пьесы «Недоросль». И даже в письмах Чехова, которые он писал издателю Лейкину после поездки в столицу Российской империи: «Все мое питерское житье состояло из сплошных приятностей, и немудрено, что я видел все в розовом цвете. Даже Петропавловка мне понравилась».
И Санкт-Петербург и даже Петроград — это название города совсем не прижилось — упрямо называли Питером. Удивительно, но многие из тех, кто родился в Ленинграде — жили в Питере. По крайней мере так говорили. Почему? За ответом на этот вопрос отправляюсь в район уже известной нам «Чернухи».
Борислав Богоявленский,историк, гид по Петербургу: «Как некий протест – да! Были такие явления. Но массовый характер это не носило. Потому что немного было не до этого в те времена».
Вот типичный образ типичного петербуржца. Актуален во все времена. Элегантный, сдержанный, в пастельных тонах. Главное – эффектные акценты. Как, например, платок. Мужской стилист Гоша Стил (он сам себя так называет) рекомендует.
Гоша Стил,мужской стилист: «Для мужчин это современный актуальный образ, построенный на базовых вещах. То есть такие вещи и изделия носили и в 19 веке, носят и сейчас. Вот, на тебе жилет, его использовали раньше для того, чтобы он согревал. Сейчас это больше декоративный элемент».
Образ «Питер», который, кстати, в последнее время стал популярным во всей стране – будет другим. В точности противоположным. Сравните сами.
Да… Питер и Петербург. Не просто два слова. Два образа жизни. Два феномена, живущих на одной территории. Но, пожалуй, важно не то, как называют великий город. Важно – как к нему относятся. Но на всякий случай. Если вы лишний раз не хотите поймать на себе обиженный или надменно-критикующий взгляд. Никогда в компании настоящих петербуржцев не называйте наш город Питером.