На связи с программой «Утро в Петербурге» Анжелика Иванова, координатор проекта «Все вместе за разумную помощь».

Ксения Бобрикова,ведущая:
Согласно исследованиям, около 57% граждан нашей страны не могут отличить мошеннические сайты от настоящих. В итоге россияне терпят ущерб, который исчисляется миллиардами рублей, так как эти мошенничества носят массовый характер. Но самая плачевная ситуация складывается со сбором средств на лечение больных детей. Анжелика, по каким признакам можно определить мошеннический сбор?
Анжелика Иванова,координатор проекта «Все вместе за разумную помощь»:
Главное правило – не жертвовать, опираясь только на свои эмоции. Необходимо уделить несколько минут для того, чтобы проверить сбор. Обратите внимание, кто организатор этого сбора. Если речь идёт о благотворительном фонде, обязательно зайдите на сайт организации. Там должна быть подробная программа чем они занимаются, должны быть отчёты о деятельности, должны быть актуальные контакты, по которым действительно можно связаться с сотрудником. Нужно понимать, что благотворительный фонд – это юридическое лицо, значит сбор пожертвований должен идти на расчётный счёт организации, должен быть договор оферты. Если мы говорим о тех сборах, которые идут от имени родственников и знакомых больных людей, то здесь риски значительно выше, чем при взаимодействии с благотворительными фондами, потому что нет никаких гарантий, что ваши деньги пойдут на те цели, которые заявлены. Самый простой способ проверить информацию в этом случае, взять фото, которое используется при таком сборе, и через поисковик посмотреть, не использовалось ли оно где-то ещё. Очень часто именно таким простым способом можно выявить мошенничество.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Запрашивать медицинские документы нужно или нет?
Анжелика Иванова,координатор проекта «Все вместе за разумную помощь»:
Если злоумышленники выставляют какие-то медицинские документы, стоит позвонить в ту медицинскую организацию, от имени которой эти документы выданы, чтобы хотя бы подтвердили или опровергли, так как это персональные данные, что действительно есть такой больной.
Николай Растворцев,ведущий:
Когда тебя отмечают в каких-то постах, опубликованных в социальных сетях – это мошенническая схема или нет?
Анжелика Иванова,координатор проекта «Все вместе за разумную помощь»:
Не всегда, но относиться к этому надо очень осторожно. Участвовать в таких историях надо только в том случае, если речь идёт о ваших знакомых, которых вы знаете лично. Все остальные истории требуют проверки. Мы же рекомендуем обращаться в благотворительные фонды. Список проверенных фондов есть на «Добро Mail.Ru», «Русфонд.Навигатор», «Подписанты Декларации о прозрачности НКО» – все эти фонды проверены, они работают честно. Кроме того, задача фонда не просто собрать деньги больному, а провести экспертизу медицинских документов и предложить, например, лучше план лечения. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что деньги собираются на лечение где-нибудь в Германии, а эта болезнь успешно лечится у нас и на это есть квоты.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Анжелика, если выяснилось, что действуют мошенники, куда необходимо обратиться?
Анжелика Иванова,координатор проекта «Все вместе за разумную помощь»:
Здесь есть один нюанс – кто будет пострадавшим? Если вы перевели деньги, то вы можете смело идти в отделение полиции и говорить, что я перевёл деньги, поверил, меня обманули. Здесь вы будете потерпевшим. Если вы не переводили деньги, но идёт обман от имени кого-то фонда, то надо обратиться в фонд, а они обратятся в правоохранительные органы. Если речь идёт об использовании чужих фотографий и персональных данных, в этой ситуации стоит обратиться в Роскомнадзор и в прокуратуру.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Правоохранительные органы охотно берут такие дела или нет?
Анжелика Иванова,координатор проекта «Все вместе за разумную помощь»:

Нет, неохотно. Проблема связана с тем, что статья 159 УК РФ о мошенничестве предполагает перевод средств более 2,5 тысяч рублей. Понятно, что в обычном режиме таких пожертвований не бывает, чаще всего переводят 100 или 500 рублей, и полиция редко берёт такие дела в производство.