АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий: Улица Чайковского, дом 46 – 48 Особняк Барятинских (дворец великой княгини Ольги Александровны), архитекторы: Е. И. Диммерт, Г. А. Боссе, И. А. Мерц, дата основания: 1837 год
До 1923 года улица Чайковского в Петербурге называлась Сергиевская, а одним из роскошных дворцов на её территории, бесспорно, был этот особняк – сначала князей Барятинских, затем принца Лейхтенбергского и, наконец, великой княгини Ольги Александровны, младшей сестры последнего российского императора. Над дворцом в стиле русского барокко трудились несколько выдающихся архитекторов: в 1837 году его построил Егор Диммерт, в 1858-м Гаральд Боссе пристроил восточную часть, а в 1874-м Иван Мерц расширил здание с помощью нового западного крыла. Давайте заглянем внутрь!
Парадная мраморная лестница
На протяжении долгого времени особняк принадлежал древнему роду князей Барятинских. Проживавший в особняке тайный советник и один из богатейших людей рубежа 18-19 веков князь Иван Барятинский принадлежал к 27 колену от легендарного Рюрика. А его сын Александр Иванович Барятинский известен своим знакомством с Михаилом Лермонтовым, который частенько бывал в этом доме. А ещё князь Александр Барятинский вошёл в историю как покоритель Кавказа — именно он пленил легендарного предводителя горцев Шамиля.
Готический зал
Особняк прочно связан с императорской семьёй Романовых. В доме Барятинских проживала их родственница — княжна Мария Мещерская, известная по её роману с цесаревичем Александром — будущим императором Александром III. Великий князь собирался жениться на ней, однако императорская семья была против такого брака. Ради княжны Александр даже хотел отказаться от престола. Тогда её в спешном порядке отправили за границу и выдали замуж. Ну а император был вынужден жениться на невесте своего умершего старшего брата Николая — датской принцессе Дагмаре.
Дубовая гостиная
В 1896 году особняк приобрёл императорский двор для герцога Лейхтенбергского. А чуть позже он стал свадебным подарком Николая II для своей сестры и младшей дочери Александра III — великой княгини Ольги и её супруга – принца Петра Ольденбургского. Кстати, эта Дубовая гостиная примыкает к Готическому залу и относится к числу ранних помещений дворца.
Три четверти высоты стен занимают высокие панели, которые, как и створки дверей, выполнены из резного дуба. По вертикали они делятся пилястрами, украшенными гирляндами цветов и гроздьями винограда. Верхнюю часть стены украшают изображения мифологических существ.
Парадная столовая
В начале 20 века во дворце были заново оформлены многие интерьеры по рисункам художника Николая Рубцова и в соответствии со вкусами Великой княгини Ольги Александровны. Парадная столовая – одно из красивейших помещений её дворца.
Стены и двери выполнены из орехового дерева. Живописные вставки плафона аналогичны вставкам между фигурами химер в верхней части стены. Во времена Ольги Александровны в столовой проходили торжественные парадные обеды.
Театральный зал
«Жемчужина» дворца – величественный парадный Театральный зал. Он был создан в 1874 году архитектором Иваном Мерцем, а в 1910-м его реконструировал Михаил Дубинский. Зал выдержан в стиле рококо, великолепно оформлен причудливой лепкой, отражающейся в огромных настенных зеркалах. Особое место занимает этот уникальный камин из белого и розового мрамора. В начале ХХ века Театральный зал был известен в Петербурге торжественными приёмами и светскими раутами, концертами и спектаклями. В домашнем театре играли сама Ольга Александровна, её брат Михаил и их друзья. Частыми гостьями дворца были дочери Николая II.
Кленовая гостиная
Кабинет Великой княгини Ольги Александровны или «Кленовая гостиная» — прекрасный образец архитектуры петербургского модерна. Зал состоял из двух частей: небольшая часть отгораживалась невысоким шкафом и диваном и использовалась как кабинет, остальная — как просторная гостиная с множеством этюдов, фотографий, ваз и полок с книгами. Основная часть мебели и стен была выполнена из полированного светлого клёна. Это было любимое место великой княгини, ведь здесь она могла творить. За свою жизнь она написала более 2000 картин, доходы от продажи которых позволяли ей поддерживать семью и заниматься благотворительностью в эмиграции.
Гостиная Людовика XVI
Княгиня Ольга — одна из немногих Романовых, спасшихся после Октябрьской революции. За годы советской власти её дворец был серьёзно разрушен, а интерьеры утрачены. В конце прошлого века Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата провела масштабные ремонтно-реставрационные работы, которые позволили вернуть парадным залам их первоначальный вид и сохранить память о знаменитой хозяйке.
Дом, где жили потомки Рюрика и отпрыски морганатического брака, несостоявшаяся невеста императора и великая княгиня — семейные тайны особняка Барятинских
8 декабря 2020, 04:45