Знаковая триумфальная арка, легендарная «Колесница славы». Мало кто задумывается, а что там внутри. Оказалось — поистине мистическое место. Кирпичная кладка, деревянные стропила — все времён зодчего Карло Росси. В наличие даже лапти одного из строителей знаменитого здания.  Спустя два века они стали экспонатом выставки, посвящённой истории Восточного крыла Главного штаба.

Трудно себе представить, но всего четверть века назад за парадным фасадом восточного крыла Главного штаба скрывался целый квартал комнат-клетушек, где находились служащие всевозможных учреждений, безо всякого пиетета относившихся к стенам, воздвигнутым зодчим России.

АЛЕКСАНДР ДЫДЫКИН,заведующий Отделом «Главный штаб» Государственного Эрмитажа:
Чего только не было во время сов власти, и главное управление внутренних дел, поликлиника ГУВД, проектные институты. Много чего.

В конце первого десятилетия нового века началась новая жизнь и Восточного крыла Главного штаба, которое стало крылом уже Эрмитажа. Всем было ясно: должен быть музей, но каким? 

НИКИТА ЯВЕЙН,руководитель архитектурного бюро «Студия 44»:
Был ряд самых фантастических проектов, в основном западных архитекторов, предусматривающие почти полный снос с сохранением фасадов, какие-то молы внутри, с какими-то музейными функциями, ещё что-то. Мне пришлось несколько раз выступать: так нельзя этак нельзя. Возникал вопрос: а что можно.

В конце концов обошлось без архитектурных революций. Идея современного выставочного пространства была найдена … в самом Эрмитаже.

НИКИТА ЯВЕЙН,руководитель архитектурного бюро «Студия 44»:
Это музей фактически – бесконечная анфилада 2 этажа, это идеология дворянских усадеб, дворцов, когда первый этаж подсобный, а парадная лестница вела на второй этаж, а там целая анфилада представительских помещений.  

Так пять петербургских заброшенных дворов превратились в многофункциональные атриумы, а бывшая резиденция императорских министеров и советских НИИ трансформировались в современное выставочное пространство, связавшее прошлое и будущее. И порой символично, как в проекте Александра Сокурова, представившем современный взгляд на знаменитую картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». 

ДМИТРИЙ ОЗЕРКОВ,заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа:

Что самое главное в Эрмитаже – диалог между старым и новым, мы выстраиваем параллели, ходы, диалоги. Второй момент она может быть про русский авангард. Многие забывают, что Петербург — родина русского авангарда.

Это всегда некий разговор об авангарде вообще. Искусство, которое актуальное, не салонное, не покупное, не коммерческое. А именно авангардное, которое размышляет о самой природе искусства. Оно складывается в концепцию универсального музея, где есть вещи и утилитарные, и вещи сакральные, и вещи сложные.

В этом пространстве знаменитые художники раскрывают малоизвестные, и зачастую даже неожиданные грани своего таланта. Как, например, на выставках книг из коллекции Марка Башмакова.

МАРК БАШМАКОВ,советник генерального директора Государственного Эрмитажа:
Матисс большой отрезок жизни посвятил книге. И тем не менее в большинстве монографий о Матиссе этот период не упоминается или случайность. И это регулярно. Это еще одна грань творчества тех же людей.

Кульминацией выставки, посвященной юбилею выставочного пространства в Главном штабе, стала инсталляция «Птица будущего», в которой угадывается и птица-оригами, которую японцы традиционно дарят на счастье, и образ ультрасовременного сверхзвукового лайнера. А кто-то увидит и бумажный кораблик, который мирно и не спеша плывет в водах истории…