В Петербурге обсуждают работу светофоров. На первый взгляд, неожиданный вопрос в городской повестке. Но он явно назрел. И на этой неделе ситуацию разбирали в ЗакСе на заседании постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры. Суть в том, что в конце прошлого года на нескольких сотнях перекрестков были перенастроены светофоры. Сделали это по федеральному ГОСТу в целях безопасности, чтобы развести потоки автомобилистов и пешеходов. Но при этом значительно выросло время ожидания «зеленого». Так что положением дел недовольны все участники движения. Никто не хочет стоять по 100 секунд на «красном». И зачастую строгие ГОСТы никого не останавливают.

Посмотрев налево и направо, этот мужчина смело начинает свой спринтерский забег через дорогу на запрещающий сигнал светофора. По другую сторону перекрестка, убедившись в собственной безопасности, женщина шагает по зебре. Через двадцать секунд также поступает еще одна горожанка. Они не стали больше минуты ждать «зеленого человечка».

Это пересечение Шлиссельбургского проспекта и Прибрежной улицы. Здесь разделены фазы движения машин и пешеходов. Перекресток часто проезжает Александр Чулков. Он – инструктор в автошколе.

«Да, когда едешь про прямой, тебя немножко это раздражает. То есть тебе приходится ждать дольше», – сказал Александр Чулков.

Но при поворотах…

«Наоборот становится быстрее. Вы поворачиваете, у вас нет пешеходов. Сейчас я уверенно пропускаю автомобили и знаю, что там пешеходов у меня не будет», – добавил Александр Чулков.

И если перебегать Шлиссельбургский по диагонали никто не решается, то улицу Бабушкина у станции метро «Елизаровская» большинство горожан пересекает именно так. Иначе время на переход через две дороги вырастает кратно. Разделение потоков – требование ГОСТа. «Зеленый» горит для всех по очереди там, где за один час направо поворачивает более 120 машин, а дорогу переходит более 600 человек.

«Большая часть ДТП связана с тем, что кто-то один сиганул на «красный». Или автомобиль поехал на «красный» или пешеход пошел на «красный». И мы, так скажем, снижаем вероятность того, что их пути, маршруты пересекутся, разводя пешеходный и транспортный потоки, но одновременно заставляя их дольше ждать, повышаем вероятность того, что они рискнут двигаться на красный сигнал», – сказал эксперт комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре Законодательного собрания Санкт-Петербурга Дмитрий Попов.

Пока горожане шагают по разлинованному переходу, на «красном» нервничают водители. Так, если не удастся попасть в зеленую волну, длительность часовой поездки может увеличиться на 10-15 минут. В пробках оказывается и общественный транспорт. Но его движение всячески ускоряют. Например, за счет выделенных полос.

«Ускорение может быть мерами технических средств организации дорожного движения, в части знаков и разметки – это выделенные полосы, либо это активный приоритет. И вот здесь мы компенсируем то, что общественный транспорт начинал стоять на перекрестках, мы компенсируем его приоритетным пропуском. Иможно сказать, что задержки, конечно, появились, они увеличились, но не так существенно, как для индивидуального транспорта», – отметил генеральный директор «Центра транспортного планирования Санкт-Петербурга» Рубен Тертерян.

Теперь на части светофоров в Петербурге разрешения на переход нужно ждать минутами. В среднем время увеличилось в два, в два с половиной раза. Это сказывается на комфортном использовании городской среды. Вот мнения тех, кто переходит дорогу на Садовой.

«В первую очередь, плохо для ребенка. Потому что ребенок ходит из школы самостоятельно, и раньше она успевала перейти по светофору, постоять минутку и перейти дорогу. И я знала по минутам, когда она придет ко мне. А сейчас она не успевает перейти, а наискось я категорически запрещаю ходить».

«Понятно, чтобы поток машин разгрузить, чтобы пробок не было. Но можно было бы секунд на 15 сократить. Ни нам ни автомобилистам. От этого хуже не будет».

«Старенькие бабушки вообще не успевают за 20 секунд перейти. Своими глазами видела».

«Туда или сюда раньше «зеленый» был. А сейчас только жди общего. Стал по периметру. Не очень удобно».

– Вы пошли по диагонали. Почему?
– Быстрее. Так не тратишь время. Потому что если я так перейду, потом ждать еще один светофор. Так удобнее.
– Вы же знаете, что это нарушение ПДД?
– Знаю. Но так быстрее.

Те, кто ждать не хочет, перебегает Апраксин переулок. Всего же в Северной столице с конца прошлого года на новый режим работы перевели более 400 светофоров. И в центре Петербурга таких перекрестков будет все больше. Дело в математике. Там просто много пешеходов.

Впрочем, в центре города ситуация менее критична. Улицы узкие, а следовательно и интервалы зеленого и красного света короче. А вот в районах советской застройки преимущественно широкие проспекты. Они пересекаются между собой. Часто на дороге еще и трамвайные пути. Поэтому здесь разрешающий и запрещающий сигнал светофора горит дольше. Для машин. А пешеходы ждут.

Буква стандарта однозначна. Настроили светофоры ради безопасности пешеходов. И замедление трафика – это самый простой инструмент. Да, он во многом не подходит для города на Неве. Поэтому петербургские депутаты подготовили обращение в профильные федеральные ведомства. Смысл прост – подходить к регулированию движения, исходя из реальной ситуации на дороге. Но для этого нужны исследования, замеры и время. Которое очень быстро уходит в ожидании.