В знаменитом толстовском доме, занимающем целый квартал между Фонтанкой и улицей Рубинштейна, режиссёр поселил героиню Елены Сафоновой и её подруг – воспитательницу детского сада Валю и бухгалтера автобазы Ларису. В те времена горожане спокойно срезали путь через дворовую анфиладу, а сегодня дом закрыт для посторонних. Другая примета времени – в фильме 1985 года во дворе легко мог развернуться автобус, сейчас едва ли не вся территория превратилась в парковку. Да и скромный бухгалтер стал предпринимателем, весьма, впрочем, сомнительным. Появлялись новые профессии, резко изменилась за годы создания трилогии и судьба ФИНЭКа, который был киноплощадкой. Когда снимали первую часть фильма, это был совсем не престижный бухгалтерский институт, авторы выбрали его за открыточную архитектуру и, конечно же, грифонов. Но в 90-ые к уже Экономическому университету студенты подъезжали на дорогих иномарках. Звёздная болезнь будущих экономистов сказалась и на атмосфере съёмочной площадки – в 80-ые годы кинематографисты здесь были желанными гостями, спустя 10 лет – они чувствовали себя изгоями. В новые рыночные реалии не сразу вписался и Вадим, настолько, что финансов хватило лишь на дешёвую пластмассовую куклу для дочери, которую он купил в магазине на углу Невского и Малой Садовой. Слово «бутик» тогда ещё только приживалось в нашем лексиконе. Но скоро стали привычными и модные магазинчики на главной улице города и торговля в переходах. Капитализм начал процветать. Дом, где поселили Вадима Дашкова и его супругу Юлию, нашли под боком «Ленфильма». Это знаменитый Дом трёх Бенуа, в котором проживало немало знаменитостей, а Шостакович писал «Ленинградскую симфонию». Двор, как и во времена «Зимней вишни» сегодня забит машинами, только «Жигули» сменили иномарки, да и старые рамы заменены стеклопакетами. Интересно, что когда Вадим выглядывает из окна своей квартиры, дабы убедиться, что опостылевшая жена, наконец, уехала, он видит набережную канала Грибоедова. Как известно, героине удалось реализовать тогдашнюю мечту половины женского населения страны — выйти замуж за иностранца. Приехав на родину в гости, она поселилась в «Прибалтийской». Не случайно, конечно. Построенная к Олимпиаде-80, и ко времени съёмок второй части трилогии, освящённая громким скандалом с Аллой Пугачевой, гостиница была невероятно популярна. Но простых граждан не пускали дальше отведённого для них кафетерия. Сегодня новоявленная американка скорее всего поселилась бы в более пафосном отеле. Да и Вадим Дашков обрёл не только финансовую состоятельность, но и дворянские корни, в духе того времени. С лестницы этого дома героя Виталия Соломина спустили «мальчики» его ревнивой подруги. Это ещё один знаменитый ленинградский адрес из «Зимней вишни» — «Дом с башней», и здесь на литературных средах поэта-символиста Вячеслава Иванова бывал едва ли не весь бомонд Петербурга Серебряного века. В середине 90-ых дом и в самом деле расселяли, так что кинематографистам не пришлось ничего придумывать. Самая загадочная локация «Зимней вишни» – полуразрушенный сарай, где очнулся избитый Вадим. Масленников поначалу «обманывает» зрителя, показывая сельскую панораму. И никто не может предположить, что сцену снимали в здании, которое находится в самом сердце города на Неве. Это бывший Манеж Кадетского корпуса. Позже в его реставрацию было вложено свыше 3 миллионов долларов, и сегодня в нём и не узнать те развалины, по которым печально брёл герой Соломина.