Андрей Смирнов,ведущий:

Императорский Петербург был воплощением роскоши не только загородных резиденций, но и многочисленных посольств иностранных держав. Конечно, сегодня эти здания не отягощены статусом дипмиссий, но в былые века они становились центрами светской жизни и многочисленных скандалов. Я предлагаю прогуляться по местам хорошо известных исторических зданий и вспомнить об их дипломатическом прошлом.

В начале XIX века владельцем участка номер 26 на Дворцовой набережной был генерал-интендант Дмитрий Волконский. Именно при нём здание, которое здесь находится превратилось в настоящий дворец. За злоупотребления подчинённых при снабжении армии генерал был отстранён от службы. В 1807 году Александр I потребовал уступить дворец со всей обстановкой французскому послу Арману де Коленкуру для размещения посольства. Волконский продал его за 360 000 рублей. Французский посол был очень доволен своей новой резиденцией и называл её «мой целый город». Перед начало войны 1812 года здание посольства Франции было очень популярно, в кавычках конечно, среди офицеров-кавалергардов. Они заключали пари относительно того, кто первым разобьёт бюст Наполеона, находившийся у окна посольского кабинета на первом этаже. Делали они следующим образом: вдоль Дворцовой набережной проносились на конях и пытались закидать окна камнями.

В 1844 году участок земли на Сергиевской улице отошёл во владение статс-дамы Елизаветы Бутурлиной, которая наняла архитектора Гаральда Боссе для возведения особняка в стиле необарокко. В 60-ые годы XIX века сюда въехало Посольство Австро-Венгерской империи. Последним послом Австро-Венгрии в Петербурге стал ярый русофоб — граф Фридрих Сапари. В общей сложности он прожил в столице всего несколько месяцев, но за это время успел поругаться с французским президентом Пуанкаре, находившимся в России с официальным визитом, а затем 24 июля 1914 года с радостью уведомил российское правительство об объявлении войны. В первые дни после начала Первой мировой войны толпа разгромила посольство, закидала его камнями и подожгла.

Здание Германского Посольства — неотъемлемая часть облика Исаакиевской площади. Построенная по проекту знаменитого мастера немецкого неоклассицизма Петера Беренса посольская резиденция Германской империи является единственным произведением этого архитектора в России. Для возведения дворца дипмиссии Рейхстаг выделил 1,7 миллиона рублей. Беренс использовал типичные приёмы неоклассицизма: массивные колонны и облицовка из тёмно-красного финского гранита, вытянутые окна, заглублённый вход. Венчала здание конная группа Диоскуров. На следующий день после объявления Германией войны России в столице начались антинемецкие выступления. Вечером 22 июля 1914 года одна из демонстраций направилась в сторону немецкого посольства, здание подверглось погрому. Немецкий герб был сброшен и утоплен в Мойке. Бронзовые фигуры возничих и коней также сначала попытались сбросить, и упала лишь одна фигура возничего, другая повисла на выступе крыши.

В 1908 году в Нью-Йорке по заказу главы компании «Зингер» Фредерика Борна был построен внушительный небоскрёб – новая штаб-квартира производителя оружия и швейных машинок. Говорят, будто бы создатель «Зингер-Билдинг» — американский архитектор Эрнест Флэгг был поражён творением своего русского коллеги – архитектора Павла Сюзора, создавшего по заказу российского представительства компании «Зингер» знаменитое шестиэтажное здание с мансардой в стиле модерн на Невском проспекте. Сюзор ввёл ряд технических новшеств: впервые в России использовался металлический каркас, появились атриумы — крытые стеклянной крышей внутренние дворы, а также лифты. Не удивительно, что большие любители комфорта – американские дипломаты — поселились рядом со своими военными друзьями в Доме «Зингер» в 1909 году. Посольство США находилось в этом здании до 1918 года, когда российско-американские дипотношения были прерваны на 15 лет.