Новость последней недели — согласно распоряжению губернатора города, ещё почти месяц нам жить без больших экранов. И вот уже меркнут ожидания петербургских киноманов увидеть ближайшие премьеры. Но «Цой» Алексея Учителя, «Довод» Кристофера Нолана не пройдут мимо, если проявить смекалку.
Очень хочется сказать, в нашем городе есть такие кинотеатры, но на самом деле в городе-то как раз их нет. Есть в области. Слышали про парадоксы административного деления территории. Их давно используют владельцы крупнейших торговых моллов – вот там и ищите.
К слову, есть еще не один резон выбраться за пределы города. Например, в Колтуши, где еще с прошлого года работает первый в России Art&Science музей, на базе Института физиологии имени Павлова. На днях его постоянная экспозиция «Новая антропология» удостоилась премии Инновация-2020. Осмысление науки искусством — тема очень интригующая, хотя бы опасностью аналогий.
Так блестящий физик Вольфганг Паули говорил: «В глазах большинства квантовая механика – загадочна и непостижима. Восточная философия в глазах большинства – загадочна и непостижима. Исходя из чего, большинство делает вывод: квантовая механика и восточная философия – одно и тоже». На что похожи законы высшей нервной деятельности, выясняла Анна Орловская.
Всего каких-то 20 километров от Петербурга – и вот оно, здание, внутри которого совершались открытия в области экспериментальной генетики. Знаменитая «старая лаборатория», где сам академик Павлов проводил свои опыты.
АННА ОРЛОВСКАЯ,корреспондент: «Правда, как это часто бывает, сегодня объект ЮНЕСКО в запустении и требует срочной реставрации, даже деревянные буквы с названием едва держатся на фасаде. Но совсем недавно стены лаборатории содрогнулись от нового эксперимента».
Научные исследования. Для многих это совсем непонятно, а оттого скучно. Но только не здесь. «Новая антропология» — проект, в котором 15 российских художников вместе с учёными института имени Павлова смогли визуализировать науку и взглянуть на неё иначе.
ДАРЬЯ ПОДВИГИНА, сотрудник Группы физиологии сенсорных систем приматов Института физиологии имени И.П. Павлова РАН: «Для нас основной выхлоп — это популяризация исследований, которые проводятся в институте, ведь часто люди совершенно не представляют, что такое эксперименты над животными, думают, что это что-то негуманное, бесполезное, есть такие стереотипы и заблуждения. Поэтому в этом плане проект для нас полезен».
ЮРИЙ ДИДЕВИЧ, художник: «Сейчас происходит процесс интеракции, назовём его так. Если по звукам судить, обезьяна, когда видит человека, приближающегося к клетке, она клацает зубами. Вот видите! Во время анализа происходит сбор того, что видит эта система, и потом, накопив эти данные, она их превращает в некий элемент рисования».
Пока живая макака-резус выводила пальцем узоры на планшете, ученые в течение нескольких месяцев фиксировали сигналы ее мозга, а на основании результатов — художник создал эту нейронную сеть. Основой для этого экспоната стала точечная матрица, где геномы человека и мухи дрозофилы совпадают на 80%! Камера захватывает лицо зрителя, комбинирует с портретом мухи, а затем превращает получившееся изображение в узор для вязания. Или, например, проект «Ту би» — это своеобразный переводчик с пчелиного на человеческий на основе феромонов, с помощью которых пчёлы общаются с миром.
АННА ОРЛОВСКАЯ,корреспондент: «Этот аромат, кстати, очень приятный. Такой цитрусовый. Хотя, по мнению пчел, это запах тревоги и агрессии».
Проект существует уже 2 года, настолько успешно, что этим летом выиграл Президентский грант на преобразование… второго этажа лаборатории – места уединения академика Павлова.
ИРИНА АКТУГАНОВА, куратор проекта: «Когда зрители приходили на выставку «Новая антропология», а потом стали подниматься на второй этаж, во-первых был разительный контраст, а во-вторых, выяснилось, что практически никто из зрителей, даже образованных, не знает про Павлова».
Потолок уникального здания биостанции в стиле конструктивизма, кажется, вот-вот рухнет и похоронит под собой и нобелевскую медаль старейшего физиолога мира, и камеру, где он сделал своё открытие – условный рефлекс. Но у музейных хранителей есть надежда, что проект «Антропология» поможет привлечь внимание к лаборатории и сохранить великое наследие. И уже помогает — науке понять себя через искусство, по-новому.