Думаю, что ТЮЗ пригласил Олега Христолюбского, в расчете режиссерских инноваций от звезды Лесосибирского театра «Поиск», прогремевшего несколько лет назад своими постановками на всю страну. В целом – верный расчёт – постоянный поиск нового – там, на просторах нашей страны. Помню, несколько лет назад выдающийся режиссёр и педагог Дмитрий Брусникин был ещё жив — посадил весь свой новый курс студентов на поезд, идущий через всю страну. Цель – увидеть подлинную Россию и населяющих ее людей. Результатом стал небольшой спектакль «Транссиб». Чрезвычайно схожая мысль пришла три года назад кураторам проекта «Немосква». Поезд с таким названием отправился по Транссибу с передвижной выставкой нереализованных проектов  региональных художников. Поезд уже давно пошёл своею дорогой, а проект — своей, успел побывать в Брюсселе и вот новая остановка – в Манеже. Выставка «Немосква не за горами» — это 80 художников, представляющих географию родных осин от Нижнего Новгорода до Иркутска. Специально для нас свои акценты на этой выставке расставила начальник отдела кураторских проектов Манежа Вера Рейхет.

Вера Рейхет — искусствовед из семьи потомственных художников, начальник отдела кураторских проектов центрального выставочного зала «Манеж». 

1. «Мы с вами находимся у произведения Александра Морозова «Станция Дистопия». Для нас, для всего Манежа, это произведение чрезвычайно важно, потому что, посвящено памяти здания ЦВЗ «Манеж», его истории возведения, реконструкции. Манеж не всегда был выставочным залом. Изначально он был спроектирован в начале 19 века, как площадка для тренировок гвардии полка. После революции его не существовало, было принято решение отдать пустующее здание под гараж НКВД, позже КГБ. Здание надо было реконструировать и был «приглашён» известных русский архитектор. На тот момент он находился в тюрьме. По его плану был добавлен второй этаж. Само произведение, как некая реконструкция памяти. Мы наблюдаем структуру, в которой находятся архивные конторские ящики, в которых раньше хранились картотеки с различными делами, информацией. Некоторые наши посетители считают, что это дирижабль, кто-то считает, что это облако памяти, как в которое мы сейчас загружаем информацию в компьютер. А раньше все это загружалось в такой архивный ящик и хранилось в архиве. 

2. Следующее произведение, с которым я хотела вас познакомить — это не только книга, которую я держу в руках, но и окружающая меня действительность. Это инсталляция. Автор Дмитрий Каратаев.

Это заводской блокнот, в котором автор рассказывает о своей жизни, о своих впечатлениях, о работе на заводе. В чем особенность этого произведения? В том, что его написал художник. Свои идеи, мысли по поводу окружающего его мира, по поводу этого завода, свои переживания, он излагает в блокноте. Как мы видим, вся его структура — это текст и иллюстрации. Когда ты смотришь на текст, начинаешь его сопоставлять с иллюстрациями, возникают какие-то новые ощущения, возникают новые смыслы. Произведение это чрезвычайно трогательное, и я просто мечтала бы иметь такую книжку у себя, честно говоря. 

3. К этому проекту я испытываю особенно нежные чувства, потому что, мне очень нравится наивное искусство, искусство аутсайдеров. В данном случае, как говорит куратор этой зоны, речь идет о психоделическом солдатском бытие, об альтернативных реальностях, пульсирующих здесь и сейчас. Автор этой инсталляции сейчас находится в армии. Оттуда он пишет письма и присылает свои рисунки. В инсталляции у нас представлены четыре армейские койки.

Койки, по мнению, кураторов, застелены по всем правилам. Очень гладко. Если мы посмотрим на картинку 11, про то, как в армии относятся к ровности заправленной кровати, наверное, у людей, которые служат в армии или у начальства, вопросы какие-то бы возникли.

4. Конечно, я не могла обойти своим вниманием произведение Анастасии Вепревой. Инсталляция «История неудач». По долгу службы я должна иногда писать отказы художникам. Это произведение у меня отзывается в самом сердце. Анастасия в течение нескольких лет собирала архив отказов от институций на свои заявки, заявки своих друзей-художников, на различные гранты, арт-резиденции, на участие в художественных конкурсах. Получать эти отказы раз за разом, безусловно, это вгоняет в депрессию. Я знаю это не понаслышке, поскольку я выросла в семье художников, и эту реакцию, это разочарование я лично видела. Можно сказать, что эта инсталляция имеет некий терапевтический эффект. Художник, видя, что не только он получает отказы, а другие тоже, для него это становится не таким травматическим опытом.