Отрадно, что не рвется традиции нить и в нашем городе. Не столь знаменит как зальцбургский наш традиционный летний фестиваль «Опера — всем». Впрочем, в этом году судьбы всех фестивалей схожи – это и переносы, и ограничения. Но главное, что классика под открытым небом прозвучала, несмотря ни на что! В этом году в живописные, открыточные декорации города поместили 4 классические постановки. Одна из них — опера «Капулети и Монтекки» Беллини. Романтическую интерпретацию истории известной нам от Шекспира сыграли на фоне Смольного собора, архитектурный ансамбль которого впервые выступил в качестве сценического фона для оперной постановки фестиваля — настолько созвучным показался организаторам его барочный фасад. Немного непривычную историю великой любви слушала и смотрела корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Катерина Картузова.
Артисты хора распеваются перед выходом на сцену, в шатре-гримерной солисты перевоплощаются в героев, маэстро Фабио Мастранджело вносит последние коррективы. Предвкушение огромно. Оперу Винченцо Беллини «Капулети и Монтекки» редко можно услышать в России: ее нет в репертуаре ни одного музыкального театра страны.
Опере Беллини около двух веков. Либретто Феличе Романи написал по средневековой новелле о враждующих кланах — гвельфов и гибеллинов. Ею же вдохновлялся и сам Шекспир. А сегодня молодой режиссер Дмитрий Отяковский представил свою интерпретацию, превратив Капулети в бизнесменов в строгих костюмах, которые враждуют с Монтекки — молодыми бунтарями. История классового противостояния, столкновения отцов и детей, в которой любовь уходит на второй план.
Дмитрий Отяковский,режиссер-постановщик: «Сама история решена в современности, но при этом у нас присутствуют элементы исторические, костюмы. Например, в одной из сцен дуэль Ромео и Тибальда происходит на клинках, но в то же время за их спинами выстраиваются Капулети с пистолетами и ряд Монтекки с цепями и битами. Мы смешиваем в одном спектакле историю и современность».
Классическое бельканто, оно же «красивое пение», контрастирует с элементами уличного искусства, брейк-данса и граффити — и все это на фоне величественного Смольного собора. Можно подумать, что отдать партию Ромео женскому голосу, меццо-сопрано — еще одна режиссерская вольность Отяковского. Но нет, роль Ромео как травести была задумана самим Беллини. Похожие регистры голосов двух влюбленных — как символ единства их судеб, их искреннего и возвышенного чувства.
Регина Рустамова — солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра — уже исполняла эту партию. Говорит, своего Ромео сделала более воинствующим. Да и чтобы выглядеть убедительной, нужно самой быть героической натурой.
Регина Рустамова, солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра: «Эта партия технически очень сложная, вокально. Она имеет очень широкий диапазон — 2,5 октавы. Голос все время летает. То он внизу, то мужественный, то очень высоко. Плюс она еще белькантовая».
Фабио Мастранджело,дирижер, музыкальный руководитель фестиваля «Опера – всем»: «Музыка романтическая, можно сказать. Беллини родился в Катании, на Сицилии. Он жил, к сожалению, непродолжительной жизнью. Но чрезмерно талантливый композитор, талантливый музыкант. Кто-то любит говорить о том, что есть какие-то параллели между Шопеном и Беллини. И это, в принципе, правда. Ощущение, что никогда не заканчивается музыкальная фантазия. Мелодии всегда как будто удлиняются, удлиняются».
Нежная и задумчивая. За внешней легкостью музыки Беллини — такой труд, о котором сам композитор говорил: «Эта пытка способна довести меня до безумия». А привела к оглушительному успеху. С восторгом приняли оперу и теперь в Петербурге. Большая политика и великая любовь — темы, волнующие столетиями.