Перемен требуют наши сердца, но я не уверен, что мы дождемся этого даже в кино. Я не знаю, прозвучит ли легендарная песня в фильме «Цой», премьера которого должна состоятся 3 сентября. Линия там скорее лирическая. В любом случае, даже нового Цоя мы на экране не увидим, режиссер Алексей Учитель никому не позволил изображать легендарного рок-музыканта, вероятно, потому, что как создатель документального фильма «Рок» слишком хорошо его знал. Говорят, что единственный постановочный кадр певца, со спины нарисован компьютером, поскольку, как не искали — не смогли найти подходящий затылок.
Неповторимый до кончиков волос Виктор Цой сегодня поворачивается к нам и вовсе непривычной стороной – как художник и фотограф. В KGallery выставка его ранее не экспонировавшихся работ, снимков, и личных вещей — «Цой. Не кончится лето». В год 30-летия со дня гибели, по-прежнему, Цой жив. Новое художественное наследие открывала для себя корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Катерина Картузова.
Таким Виктора Цоя помнят и любят миллионы. Легенда, икона 90-х, культовый рок-музыкант, но прежде всего, не удивляйтесь — выдающийся художник.
Дмитрий Мишенин, куратор, лидер арт-группы Doping Pong: «Для меня культурный шок, что процентов, не побоюсь этого слова, 80 людей, которые приходят на эту выставку говорят: «Цой художник?» Для них это удивление. Я воспринимал Виктора Цоя недооцененным художником,а оказывается, он был еще неизвестным для массы».
Это только в песнях Цой говорил о себе «я бездельник, мама-мама». Хотя за свою недолгую жизнь успел побывать перформером, неоакадемистом, даже стрит-артистом. Куратор выставки Дмитрий Мишестин на протяжении 10 лет изучал работы Цоя. Их бережно сохранила Наталия Разлогова – последняя любовь Виктора. Картины, рисунки, арт-объекты — все это было оформлением их квартиры в Беляево. Московский период жизни Виктора как отдельная ее глава. Цой собирал стадионы и параллельно писал картины.
Дмитрий Мишенин,куратор, лидер арт-группы Doping Pong: «Мне кажется, это был такой настоящий экспериментатор, которому было очень интересно сделать 2-3 работы, застолбить за собой какое-то направление и двинуться дальше. Виктор не мог за кем-то следовать, кому-то подражать. Он всегда был лидером. И в музыке, и в кино, и в искусстве, разумеется, тоже».
Холст, бумага, пластик, клеенка или полиэтилен — все в его руках превращалось в произведение искусства. И он, кажется, опережал время. У Цоя всегда был свой, особенный взгляд на все. Так выглядит, например, портрет Каземира Малевича, а так — афиша к фильму «Игла».
А вот такой Цой видел любовь. Сначала агрессивной: один человек съедает другого, оставаясь в полном одиночестве. Но все меняется, когда художник влюбляется: эти самые человечки уже бегут друг другу навстречу. Работы этого периода созданы под впечатлением от творчества американского художника Кита Харинга.
Здесь же, на выставке, представлен подарок от короля поп-арта Энди Уорхолла. Не каждый мог похвастаться именной банкой супа Campbell. Джоанна Стингрей, популяризатор советского рока на Западе, лично передала ее Цою.
Ксения Ремезова, куратор выставочных проектов KGallery: «Есть истории, такие уже притчи, что кто-то уже эту банку открывал и съедал, кто-то сохранил, но она лопалась со временем. И, перевозя эту банку, мы, конечно, очень переживали».
Эта самая банка видна на одной из фотографий. Полароид — еще одно увлечение Цоя, благодаря которому сегодня можно заглянуть в его частную жизнь: встречи с друзьями, отдых в Латвии, а вот он с цветами после концерта на стадионе. Здесь и модные селфи есть. Счастливые моменты последнего лета Виктора Цоя.
Полароидные фотографии помогали ему определять композиции для новых картин. Самый яркий пример — снимок 1989 года: Виктор за рулем своей бежевой «девятки». Это последняя картина Цоя — «Дорога» — символ иного мира за лобовым стеклом.
Там впереди его ждёт выпуск «Черного альбома», стена Цоя как классика российского стрит-арта, новое звучание в проекте «Симфоническое Кино» и первая персональная выставка в родном городе. Цой продолжает жить, и его лето никогда не кончится.