Как бы там ни было, но охотнее всего искусство все же возвращается на проторенные пути. С радостью и облегчением организаторы пишут о возобновлении традиционных конкурсов и фестивалей. В этом году 100 лет самому престижному и богатому фестивалю классического искусства в Европе — летнему Зальцбургскому. Планы на лето в этом году пришлось корректировать европейским меломанам, и вместо июля он начался только в августе, а большая часть программы перенеслась на следующий год.
Это коснулось в частности «Дон Жуана» Ромео Кастелуччи в сопровождении musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса и «Бориса Годунова» с Ильдаром Абдразаковым. Оставшиеся же события проходят в драконовских условиях безопасности и ограничений. Но они никого не смутили.
Дирижер Михаил Татарников говорит, что пошел бы в Зальцбург даже пешком через закрытые границы. В этом году он — единственный российский дирижер на фестивале. Вместе с оркестром «Моцартеум», Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым он даст концерт, посвященный 180-летию Чайковского. Даже в новых условиях ожидается аншлаг — билетов на этот концерт нет уже давно.
Непреходящим восхищением музыкой гения и своими ожиданиями от участия в фестивале Михаил Татарников поделился с программой «Культурная эволюция».
Михаил Татарников, дирижер: «Последний мой концерт был в Новосибирске, на Транссибирском фестивале Репина. Это уже был онлайн-концерт, без зрителей, 23 марта — я запомнил. Там были Вадим Репин, Полина Осетинская, Александр Бузлов — тройной концерт Бетховена. Они находились лицом в зал. Публике, мне было легче, хотя ощущалось, не хватало этого дыхания, ощущения присутствия даже на элементарном уровне — температуры в зале: она как энергетика должна накаляться, подниматься — не было. Они мне рассказывали, что им было очень сложно и непривычно.
И вот сейчас 25 августа будет концерт. Больше пяти месяцев, я бы сказал, простоя — это, конечно, много.
Я ехал на машине в Псковскую область к себе, у меня там дом, я там отдыхаю, и вдруг мне позвонил мой приятель, тенор, супруг Анны Нетребко — Юсиф Эйвазов. Говорит, что вечер русской музыки точно будет, тебе будут звонить от Зальцбургского фестиваля, договариваться. А самое главное — в Псковской области сеть не ловит, но я вовремя успел соединить своего агента с фестивалем.
Здесь возможна параллель такая с Новым годом: как в детстве чего-то ждешь, праздника какого-то. Можно говорить прагматично, что попадание на фестиваль открывает двери, но я думаю о том, что это будет Чайковский, мои друзья Юсиф и Аня, замечательный оркестр Моцартеум. Вот и сейчас у меня как в детстве — как 31 декабря часов в 7-8, перед тем, как гости приходят.
Для того, чтобы исполнять Чайковского, ни в коем случае не надо пытаться найти в нем что-то новое — надо быть очень искренним! С нотами, с партитурой. Знать и чувствовать эпоху. Мне в этом плане помогает, что я родился и живу в Петербурге. В этом концерте будут звучать отрывки из оперы «Пиковая дама» — это самая петербургская опера, какая есть, по духу, по настроению.
Зальцбургский фестиваль — это очень эксклюзивно. Я помню, когда я там был в последний раз, город будто превращается в студенческий городок для звезд первой величины: все самые знаменитые оркестры встречаются, общаются, музыканты, дирижеры, певцы. Такого сосредоточения таких величин больше нет нигде».